СОДЕРЖАНИЕ
МАСТЕР-КЛАССА.
ЗАГРУЗИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ МАСТЕР-КЛАССА
Быстрое
развитие и использование информационных и коммуникационных технологий не только
открывает новые возможности, но и ставит новые задачи перед мировым
сообществом. Цифровые компьютерные технологии сделали своего рода революцию, они
позволяет объединить в цифровой форме текст, графическое и видеоизображение,
речевое и музыкальное сопровождение; на основе этой технологии создаются мощные
новые средства представления и передачи знаний, а так же средства обучения.
Неуклонный
процесс распространения компьютеров в сфере образования способствует росту
понимания потенциала стратегий компьютеризации. Исследование в области
когнитивного обучения позволяют по-новому осмыслить и разработать стратегии,
содействующие обучению учащихся, а также реализовать новые и разработанные
способы использования технологических средств и информационных ресурсов в целях
обучения. Необратимо меняется облик обучения на всех этапах, от дошкольного
образования до высшего [1].
Характерной
особенностью современного общего образования является повышенное внимание
педагогов к применению компьютеров как средства обучение школьников. Следует
подчеркнуть, что персональные компьютеры давно уже стали целиком повседневным и
обычным инструментом в начальной и средней школе многих зарубежных стран.
Наибольшую популярность они получили в учебных заведениях США, Великобритании,
Голландии, Канады, Германии, Франции, Словакии, Швейцарии.
Мы рассмотрим
возможности применения компьютера, а, именно, компьютерных программ в учебном
процессе на уроках музыки в общеобразовательной школе. А именно: музыкальные
обучающие и развивающие игры и тренажеры,
которые имеют определенный педагогический потенциал.
Использование компьютерных
обучающих и развивающих игр и тренажеров
на уроках музыки особенно эффективно в тех случаях, если необходимо усвоить
понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить представление о материале
более широко. Там, где роль наглядности большая - картины художников,
иллюстрации, интонация в фразе, анализ музыкальных стилей и т.п. - вопрос о
применении информационных технологий мультимедиа не вызывает сомнения.
Программы по
музыке предоставляют много возможностей для музыкального обучения школьников, а
их применение разрешает сделать изучения учебного материала захватывающим,
интересным и наглядным.
В музыкальном
образовании возможности компьютера можно использовать как для создания музыкальных
произведений (музыкальные редакторы), так и для расширения знаний по истории и
теории музыки (разные программы энциклопедического плана) [2].
Анализируя
разные подходы к применению компьютеров в области музыкального образования, уже
сегодня можно выделить такие направления его применения:
- прослушивание
и анализ музыкальных произведений;
- создание
музыки;
- изучение
истории и теории музыкального материала, который одновременно подается в виде
текста, аудиозвучання, видеоизображение;
- создание
собственных музыкальных программ;
- получение
разной музыкальной информации с использованием сети ИНТЕРНЕТ.
Вместе с тем,
можно отметить, что разные компьютерные программы рассматриваются нами как
новая форма предъявления знаний, которые способны стимулировать механизм
познавательной деятельности на уроке, а также развить интерес ученика к
высочайшей его форме - стойкого.
Существующие
программы, которые можно использовать для уроков музыки в общеобразовательных
школах, можно условно разделить на следующие группы:
·
Музыкальные копьютерные средства
·
Музыкальные редакторы
·
Энциклопедии
·
Игровые программы
·
Программы-тесты и викторины
·
Комбинированные программы
Любая из
представленных музыкальных программ разрешает в комплексе решать основные
задачи музыкального обучения и может использоваться учителем на разных этапах
обучения. В зависимости от цели, которую ставит учитель на уроке музыки будут
выбраны типы программ для изучения музыкального искусства.
Соответственно
приведенным группам рассмотрим некоторые
наиболее типичные компьютерные программы.
1. Музыкальные редакторы открывают
школьникам возможности для экспериментирования с электронными звуками. Ученик
может создать композицию, задавая систему выразительных средств музыки,
используя программу музыкального редактора "Note Worthy Composer”
(Великобритания).

На рис. 2
изображен фрагмент мелодии известной новогодней английской песни "Jingle
Bells”, написанной учениками с помощью существующих в редакторе музыкальных
символов (нот, пауз, ритма, темпа и т.п.). Работая в данном редакторе,
подростки учатся не только записывать знакомые мелодии, но и составлять свои,
подбирая темпы, фрагменты, которые отвечают стилю, количеству голосов и т.п.
Следует отметить, что интересной для учеников является исполнение песен на
английском языке в сопровождении компьютера.
Другие
дидактические возможности раскрываются в компьютерных программах, которые можно
использовать на уроках музыки и даже иностранного языка (английского), развивая
познавательный интерес учеников. С появлением новых средств в обучении стало
очевидно, что информационные средства являются целиком прозрачными от всяких
педагогических стратегий, кроме мастерства самого обучающего, который будет их
использовать.
2. Энциклопедии. Такие CD-ROM-программы
в основном написаны как базы данных и предназначены для индивидуальной работы
ученика с компьютером
Она
иллюстрирует учебный материал по творчеству 63 композиторов и имеет в своем
арсенале 320 музыкальных произведений, многие из которых представлены на видео,
в исполнении лучших музыкантов мира. Этот материал энциклопедии можно
использовать на разных этапах изучения темы: "Композиторы разных стран мира”,
"Театр”, "Музыкальные инструменты” и др., которые изучаются на уроках музыки. Много
существует таких типов программ на английском языке, которые очень важны для
специализированных школ с углубленным изучением иностранных языков. При этом
одни ученики знакомятся с творчеством композитора, в то время как другие
готовят материал из его биографии, третьи изучают отдельный музыкальный
материал этого автора и анализируют его по жанрам.
Перед учениками можно ставить такие задачи:
подготовить сообщения об изученном материале данной темы, найти музыкальный
материал и т.п. Такая работа с компьютером включает несколько этапов: анализ
материала; эти сведения дополняются слушанием музыкальных фрагментов,
углублением в историю создания этих произведений.
Энциклопедические
компьютерные программы могут быть использованы на таких типах уроков:
·
объяснение нового материала (вступительных
уроках);
·
формирование и усвоение умений и навыков;
·
обобщающих;
·
повторение и закрепление знаний.
Структура таких
уроков будет зависеть от поставленной учителем цели, полученной информации о
результатах усвоения материала, методах и приемах обучения, использованных на
уроке, уровня подготовки и развития учеников, а также места компьютерных
программ в изучении темы.
3. Для учебного
процесса особый интерес представляют игровые
музыкальные программы, которые очень разнообразны по смыслу, структуре и
форме. Например, программа с игровыми элементами "Cartoon Classics” (Классическая музыка из мультфильмов), которая
предлагает ученикам с помощью героев мультфильмов и музыки, которая звучит,
назвать мультфильм и автора музыки (рис.4). Это - "Вальс цветов”
П.И.Чайковского, "Венгерская Рапсодия” Ф.Листа, ария "Фигаро” В.А.Моцарта и др.
Такие программы помогают активизировать внимание учеников, больше прослушать
разной музыки, ориентироваться в эпохах, стилях; а игровой элемент, который
присутствует в программе, позволяет сделать ее не скучной и интригующей.
