МИСТЕЦТВО В ШКОЛІ
Сайт мобільного дистанційного навчання
МОБІЛЬНО! ЗРУЧНО! КОРИСНО!
Навчайтесь на нашому сайті!



 
Понедельник, 23.10.2017, 00:41
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Який формат мультимедійного уроку вам більш зручніше використовувати в роботі?
Всего ответов: 55
Видео
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
РЕКЛАМА
Block content
Самое популярное
[29.09.2009]
ПРОГРАММА ПРЕЗИДЕНТА ШКОЛЫ (0)
[26.09.2009]
МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА (конспект урока-лекции по художественной культуре в 9 классе) (0)
[22.06.2014]
Календарь учителя на 2014-2015 учебный год (3)
[13.09.2009]
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧНЕ ПЛАНУВАННЯ УРОКІВ МУЗИЧНОГО МИСТЕЦТВА (11)
[01.12.2009]
Сценарий "ДЕНЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ" (7)
[10.02.2014]
МОЛОДЕЖЬ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Сценарий выступления агитбригады (0)
[28.05.2013]
Сценарий открытия пришкольного лагеря (с игровой программой) (0)
[23.08.2011]
Календарно-тематичне планування уроків музичного мистецтва в 1-8 класах (10)
[19.06.2016]
Навчальні плани на 2016-2017 рік (для всіх класів і всіх типів шкіл) (0)
[01.09.2012]
Стихи ко Дню освобождения Донбасса (1)
[08.06.2017]
Матеріали для проведення Першого уроку у 2017/2018 навчальному році (0)
[01.12.2012]
Сценарий ко Дню святого Николая (0)
[22.08.2011]
План виховної роботи школи на 2011-2012 навчальний рік (2)
[28.11.2012]
Сценарий к Международному Дню инвалидов (0)
[06.09.2009]
ОСЕННИЙ БАЛ и ОСЕННИЙ УТРЕННИК (сценарии) (0)
[19.06.2013]
Сценарий закрытия летнего пришкольного лагеря (игровая программа) (0)
[17.08.2013]
календарно-тематичне планування уроків музичного мистецтва в 1-2 класах за новою програмою 2013-2014 н.р (0)
[17.02.2014]
Сценарий конкурсной программы на 8 Марта "Мисс весна" для старшеклассников (0)
[12.08.2014]
Річний план роботи педагога-організатора на 2014-2015 н.р. (0)
[29.06.2015]
Готуємо навчальні плани на 2015-2016 н.р. (0)
[14.07.2016]
План виховної роботи школи на 2016-2017 н.р. (0)
[07.08.2011]
Конспект Першого уроку " Україна-наш спільний дім" (0)
[08.09.2014]
Календарно-тематичне планування з предмета «Захист Вітчизни» 10-11 класи (1,5 години) (0)
[25.07.2013]
План виховної роботи школи на 2013-2014 навчальний рік (0)
[20.08.2011]
Конспект первого урока "«Украина - наш общий дом» " (на русском языке) (8)
[13.09.2009]
ПРИВЕТСТВИЕ УЧАЩИХСЯ на ЮБИЛЕЕ РАЙОНА (сценарий) (0)
[09.04.2010]
Сценарий выступления агитбригады отряда"НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ",посвященного 65-й годовщине Победы (0)
[31.08.2017]
Мистецтво. 9 кл (Л.Масол) Уроки 1-2. Школи і лідери модерну (4)
[16.08.2011]
Конспект першого уроку «Україна - наш спільний дім» (Другий варіант) (0)
[27.02.2013]
Сценарий праздничного концерта для учителей школы, посвященного 8 Марта (0)

Методическое обеспечение

Занятия по изучению искусства кино направлены на форми­рование у детей навыков восприятия экранных произведений, на развитие способности адекватно понимать экранный «текст», со­переживать и эмоционально откликаться на элементы формы и Содержания, уметь оценивать эти произведения и аргументиро­вать свою оценку.

Дети получают представление о том, что у экранных искусств есть свои особые выразительные средства, отличные от средств других видов искусства, — это кадр, план, ракурс, монтаж, звук, цвет, движение и т. д. Эти знания помогут сделать ребенку шаг к освоению тайн «аудиовизуальной речи» точно так же, как он узнает, что слова состоят из отдельных звуков, а их запись производится с помощью букв.

 

Экранная грамотность, формированию которой  посвящены

эти занятия, сводится к тому, чтобы воспринимающий (т. е. зритель) мог верно «раскодировать» тот художественный или доку­ментальный текст, который передает ему автор в определенных  знаках — движущемся и озвученном изображении на плоскости экрана. Кроме того, зритель должен в общих чертах представлять ;себе, как составляется такой текст.

 

Знакомство с особенностями языка экрана не является самоцелью — это важное и необходимое, но не единственное условие формирования грамотного зрителя. Особое внимание следует об­ратить на организацию просмотров детьми мультипликационных игровых художественных фильмов, видеофильмов, на проведе­те обсуждений, в процессе которых ребята должны научиться высказывать свои суждения по поводу увиденного, делиться своими чувствами, впечатлениями. Работа по анализу, совместному обсуждению экранных произведений воспитывает у детей само­стоятельность суждений, интерес к мнению товарищей, развива­ет речь, пополняет словарный запас, учит рассказывать о своих •чувствах, вызванных фильмами.

На первых этапах работы над восприятием важно акцентиро-

161


вать внимание на том, чтобы развивать способность активно смотреть и слушать. Педагог показывает ребенку фильмы не­сколько с другой стороны: оказывается, не просто нужно их с интересом смотреть, но и стараться разобраться в своих чувствах, возникших при просмотре, поделиться своими впечатлениями, услышать другое мнение. Важно увидеть то, чего раньше не уви­дел, понять то, чего раньше не понял.

Программа включает много таких фильмов, которые могут быть знакомы детям, но это не снижает интереса к ним. Кроме того, самостоятельные просмотры зачастую оставляют экранное произведение для ребенка непонятым или понятым не совсем верно. Часто это происходит из-за того, что дети не задумывают­ся об увиденном, не успевают осознать многих смыслов и значе­ний, понять причинно-следственные связи. То, что очевидно для взрослого, часто бывает непонятным для ребенка. Поэтому детям надо чаще задавать вопросы, активизирующие восприятие, добива­ясь подробных описаний облика героев, места действия, времени года.

Важной является работа по усвоению смысла, причин­но-следственных связей в событиях, происходящих в фильме. Поэтому надо уделять достаточно внимания даже простому пере­сказу сюжета, особенно для детей 7—8 лет. Обсуждать фильм имеет смысл лишь после того, как педагог убедится, что все дети правильно поняли его содержание.

Рассказывая детям о кино, можно сообщить много интерес­ных фактов из его истории, об основных кинопрофессиях, об интересных ситуациях, произошедших на съемках фильмов. Бе­зусловно, это расширит знания детей о кинематографе, но ни­коим образом не повлияет на совершенствование навыков вос­приятия фильмов. Развить навыки восприятия у детей можно, начиная с рассматривания самой маленькой частички филь­ма — кадрика  на  пленке   (фотографического  кадра),   так  как здесь уже можно говорить о композиции, о роли цвета в созда­нии настроения, облика героя и т. д. Введение понятия монтажа дает представление об эффекте соединения кадров и рождении нового смысла. Творческая работа по созданию фотофильма, рисование раскадровки помогают закрепить эти знания. Даль­нейшее совершенствование навыков восприятия происходит на уровне формирования понятий о кинематографическом кадре. В данном случае он выступает как модель фильма. Будучи не­большим  по  продолжительности,   он  позволяет  говорить  на доступном для детей уровне о звуке, пластике героев, свете и цвете, внутрикадровой композиции. В дальнейшем можно про­водить анализ сцены, эпизода.

Изучение языка экрана проводится в доступной для детей
форме, с использованием игровых приемов. Так же интересно
надо проводить и обсуждение фильма.,                                  

Важным является и понятие авторства экранного произведе -

162

 


ния. Поскольку под автором здесь понимается режиссер, Дети получают представление о том, что все в фильме зависит от выбора режиссера. Например, рассматривая фильм-экранизацию и сравнивая литературный источник и экранное воплощение произведения, нужно подвести детей к пониманию роли режиссера в создании фильма. Каким режиссер представил нам героев, что изменил в содержании, схожи ли настроения, вызываемые литературным произведением и фильмом, и т. д.?

 

Фактически здесь сравниваются позиции двух авторов — писателя и режиссера. Программой предусмотрено знакомство с произведениями ху­дожественного и документального кино. Дети должны понимать разницу между художественным фильмом, где все от начала до  конца — вымысел, и документальным фильмом, где материалом для осмысления являются подлинные события и факты. Показ документальных фильмов можно в случае необходимости заме­ришь демонстрацией документальных телефильмов или их фрагментов. Здесь также существует реальная возможность продолжить разговор о роли автора в создании экранного произведения. Знакомство с жанрами кино помогает формированию навыков грамотного зрителя. Знакомясь с основными жанрами кино, дети учатся ориентироваться в выборе фильмов, понимать, чем  они различаются, адекватно выстраивать

 

свои зрительские ожидания. Хотя в первый год обучения ведется работа по формированию  навыков восприятия и анализа фильмов, второй год обучения  вновь начинается с закрепления полученных навыков на новом  материале. Тематика занятий на втором году обучения делится на  четыре блока, каждый из которых решает определенную задачу,  формирует те или иные знания, умения и навыки ребят.

Первый блок занятий (темы 1, 2) позволяет выработать в процессе обсуждения и анализа фильмов единую художественную

 позицию педагога и детей, на материале фильмов выдающихся  мастеров проследить, как воплощается в киноматериале авторская мысль, как экран рассказывает о чувствах и поступках героев. Находясь в позиции зрителя, ребята учатся творческому восприятию — сотворчеству с автором, стремлению понять его  замысел, прочитать авторскую мысль, выраженную языком искусства экрана.

Второй блок занятий (темы 3, 4, 5) направлен на более глубокое постижение этого языка и помогает детям почувствовать себя   в роли авторов.

Третий блок занятий (темы 6, 7) носит уже полностью практический характер, он позволяет в творческой деятельности с использованием видеокамеры проследить возникновение аудиови­зуальных образов на базе образов словесных.

Четвертый блок занятий (темы 8—13) — это этап деятельно­сти по созданию фильма. Именно на этом этапе реализуется главная задача: на основе знаний, умений и навыков, приобре-

163


 

тенных на предшествующих занятиях, дети воплощают в реаль­ность свои замыслы, становятся авторами фильма. В процесс съемок фильма ребята сталкиваются с необходимостью решать разнообразные творческие задачи, и именно в этой деятельности они постигают специфику экранных искусств, овладевают их языком. Создание фильма служит завершением общей работы, развивающей творческие возможности детей.

Опыт показывает, что ребята порой еще недостаточно физи­чески готовы к тому, чтобы самим работать с видеокамерой. Учи­тывая конкретные условия, можно ориентироваться на различ­ные   варианты.   Первый   вариант:   дети   осваивают   технику видеосъемки компактной камерой. Второй вариант: с камерой в момент съемки работает педагог или более старший ученик, а младшие дети участвуют в подготовке к съемкам, сочинении сценария, выборе объектов для съемки составлении монтажной записи съемок, исполняют роли в игровом фильме. Так целесо­образно поступать в том случае, когда камера достаточно тяжелая и дети по тем или иным причинам не могут с ней работать. Бы­вают случаи, когда все хотят работать только в кадре и никто не хочет выполнять обязанности оператора. В таком случае дети все равно должны участвовать во всем подготовительном периоде съемок, а во время съемок тщательно обговаривать все элементы внутрикадровой композиции. Третий вариант: съемку ведут дети, а педагог помогает им в наиболее сложных случаях. Такая под­страховка, учитывая возраст детей, вполне уместна. При этом на­до учитывать и возможность работы со штативом, что значитель­но облегчает работу.

Для работы в кружке необходима следующая видеовоспроиз-водящая и видеозаписывающая аппаратура:

   видеомагнитофон (видеоплеер);
—-видеокамера  (любительская  или полупрофессиональная

аналоговая или цифровая). Возможно использование и несколь­ких видеокамер, если они есть в наличии;

   аудиомагнитофон (для озвучивания);

— монтажный стол (можно использовать любое средство для видеомонтажа, включая компьютерные программы);

- —  необходимое   количество   видеокассет для  съемок   (5— 6 штук);

   кассеты с записями фильмов, мультфильмов.

Список фильмов для просмотров на занятиях

Мультипликационные фильмы (значком * помечены фильмы, продолжительностью более 30 мин): «Варежка», реж. Р. Качанов, 1967; «Винни-Пух», реж. Ф. Хитрук, 1969; «Винни-Пух идет в гости», реж. Ф. Хитрук, 1971; «Волчище, серый хвостище», реж. Г. Баринова, 1983; «Волшебное кольцо», реж. Л. Носырев, 1979;

164

165



«День чудесный», реж. А. Хржановский, 1975;

«Ежик в тумане», реж. Ю. Норштейн, 1976;

«И мама меня простит», реж. А. Петров, 1975;

-«История о девочке, которая наступила на хлеб», реж. А. Грачева, 1987;

«Карлсон вернулся», реж. Б. Степанцев, 1969;

 

«Клубок», реж. Н. Серебряков, 1968; «Конек-Горбунок»*, реж. И. Иванов-Вано, 1975 (новая версия); <Малыш и Карлсон», реж. Б. Степанцев, 1968; «Медведь-липовая нога», реж. Г. Баринова, 1984; «Мороз Иванович», реж. И. Аксенчук, 1981; «Ну, погоди!», реж. В. Котеночкин, 1969—1981 (разные выпуски); «Петух и боярин», реж. Л. Мильчин, 1986; «Премудрый пескарь», реж. В. Караваев, 1979; «Пуговица», реж. В. Тарасов, 1982; «Путешествие Солнышкина», реж. А. Петров, 1980; |Сказка сказок», реж. Ю. Норштейн, 1980; «Снежная королева»*, реж. Л. Атаманов, 1957; «Старая игрушка», реж. С. Самсонов, 1964; «Стеклянная гармоника», реж. А. Хржановский, 1968; «Трое из Простоквашино», реж. В. Попов, 1978;  «Учитель пения», реж. А. Петров, 1968; «Фильм, фильм, фильм», реж. Ф. Хитрук, 1968; «Цапля и журавль», реж. Ю. Норштейн, 1975; «Цветик-семицветик», реж. М. Цехановский, 1949; | «Чебурашка», реж. Р. Качанов, 1971; «Чиполлино», реж. Б. Дежкин, 1960; «Шапокляк», реж. Р. Качанов, 1974, и другие фильмы.

Художественные фильмы:

«Варвара-краса, длинная коса», реж. А. Роу, 1970;

«Внимание, черепаха!», реж. Р. Быков, 1970;

«Деревня Утка», реж. Б. Бунеев, 1977;

«Каток и скрипка», реж. А. Тарковский, 1961;

«Мио, мой Мио», реж. В.Грамматиков, 1987;

«Морозко», реж. А. Роу, 1965;                                                                                                           "

«

«

«Мэри Поппинс, до свидания!», реж. Л. Квинихидзе, 1983; «Приключения Буратино», реж. Л.Нечаев, 1981; «Сказка о потерянном времени», реж. А. Птушко, 1964; «Снежная королева», реж. Г. Казанский, 1967; «Там, на неведомых дорожках», реж. М. Юзовский, 1982; «Огонь, вода и... медные трубы», реж. А. Роу, 1968; «Ох, уж эта Настя!», реж. Ю. Победоносцев, 1972; «Финист-Ясный сокол», реж. Г. Васильев, 1975.

 

Рекомендуемая литература

Баженова   Л. М. В мире экранных искусств: Книга для учителей начальных классов, воспитателей и родителей. — М.,1992.

Баженова Л. М. Герои книг на экране. Работа с фильмом-экранизацией // Начальная школа. — 1998. — № 2.

Баженова Л. М. Изучение экранных искусств в начальной шко­ле // Начальная школа: плюс-минус. — 2000. — № 1.

Баженова Л. М. Наш друг экран. Вып. 1,2. —М., 1995.

Бондаренко Е. А.   Диалог с экраном. — М., 1994.

Бондаренко Е. А.   Экскурсия в мир экрана. — М., 1994.

Вайсфельд И. В.   Кино как вид искусства. — М.,1980.

Захарова Е. А  Развивающий экран // Искусство в жизни детей: опыт занятий с младшими школьниками. — М., 1991.

Кино: Энциклопедический словарь. — М., 1987.

Кино — юным. — М., 1985.

Красный Ю. Е., Курд юкова Л. И.   Мультфильм руками детей: Книга для учителя. — М., 1990.

Мудрость вымысла. — М., 1983.

Усов Ю. Н. В мире экранных искусств. — М., 1995.

Форма входа
Поиск
Новое на сайте
[20.10.2017]
8 клас. Мистецтво (за Л.Масол). Уроки 13-14. Ідеали й образи Ренесансу (Ppt-презентація до уроку) (0)
[19.10.2017]
ПЛАН РОБОТИ на 30 жовтня – 03 листопада 2017 р (0)
[19.10.2017]
9 кл. Мистецтво (за Л.Масол). Уроки 13-14. Повернення до ідеалів краси минулого (Ppt-презентація СКАЧАТИ)) (0)
[18.10.2017]
9 кл. Мистецтво (за Л.Масол). Уроки 13-14. Повернення до ідеалів краси минулого (мультимедійний підручник) (0)
[16.10.2017]
Тести с з мистецтва для 8-9 кл від LearningApps.org (0)
[16.10.2017]
Тести з музичного мистецтва від LearningApps.org (0)
[16.10.2017]
Конспекти уроків мистецтва. 9 клас (за підручником Л.Масол) 7-8 уроки (0)
[12.10.2017]
Про заходи з відзначення в Кіндратівській СШ у 2017 Дня захисника України (0)
[12.10.2017]
Зустріч старшокласників з працівником Костянтинівського військкомату майором М.Ю.Захарченком (0)
[12.10.2017]
Сторінками історії села Кіндратівка (відео) (0)
[12.10.2017]
План роботи Кіндратівської СШ І-ІІІ ступенів на осінні канікули з 17.10 по 29.10.2017 року (0)
[12.10.2017]
Про чергування співробітників в період святкування Дня захисника України (0)
[12.10.2017]
Звіт про роботу із зверненнями громадян у Кіндратівській спеціалізованій школі (0)
[11.10.2017]
Можливість стати студентом МАУП ще цього року тим, кто не склав ЗНО (0)
[11.10.2017]
8 клас. Мистецтво (за Л.Масол). Уроки 11-12. Готика. Ppt-презентація з відеофайлами (0)
[10.10.2017]
Як скачувати презентації з мистецтва для 8-9 класів, розміщені на сайті (0)
[08.10.2017]
Конспекти уроків мистецтва. 9 клас (за підручником Л.Масол) (0)
[07.10.2017]
Застосування контрактної форми трудового договору для вчителів опорних закладів: профспілка роз’яснює (0)
[06.10.2017]
ПЛАН РОБОТИ на 09 - 13 жовтня 2017 р (0)
[06.10.2017]
6-й навчальний тиждень з 09 по 13 жовтня 2017 року. Переглядаємо й виконуємо завдання до уроку №6 (0)
[05.10.2017]
9 клас. Мистецтво. Уроки 11-12 У пошуках художньої експресії. (Ppt-презентація до уроку за підр.Л.Масол) (0)
[03.10.2017]
Про проведення виступів військовослужбовців у навчальних закладах Костянтинівського району (0)
[03.10.2017]
9 клас. Мистецтво. Уроки 11-12. У пошуках художньої експресії (Мультимедійний підручник за Л.Масол) (0)
[29.09.2017]
ПЛАН РОБОТИ на 02-06 жовтня 2017 року (0)
[28.09.2017]
Про проведення заходів з військово-патріотичного виховання на 4-тому навчальному тижні 2017/2018 навчального року (0)
[28.09.2017]
5-й навчальний тиждень з 02 по 06 жовтня 2017 року. Переглядаємо й виконуємо завдання до уроку №5 (0)
[27.09.2017]
8 клас. Мистецтво. Уроки 9-10. Романська архітектура. Лицарство. (Ppt-презентація з відео за підручником Л.Масол) (0)
[27.09.2017]
9 клас. Мистецтво (за Л.Масол). Уроки 9-10. Лабіринтами художньої абстракції (Ppt-презентація до уроку) (0)
[27.09.2017]
Про проведення днів без автомобілів (0)
[25.09.2017]
9 клас. Мистецтво (за Л.Масол). Уроки 9-10. Лабіринтами художньої абстракції (Мультимедійний підручник) (0)
[22.09.2017]
ПЛАН ВИХОВНОЇ РОБОТИ на 25-29 вересня 2017р (0)
[22.09.2017]
4-й навчальний тиждень з 25 по 29 вересня 2017 року. Переглядаємо й виконуємо завдання до уроку №4 (0)
[21.09.2017]
заходи, присвячені Дню партизанської славиНапередодні 22 вересня 2017 року, в школі відбулися заходи, присвячені Дню партизанської слави. (0)
[21.09.2017]
заходи з нагоди відзначення Міжнародного Дня миру (0)
[21.09.2017]
Мій шкільний двір – оазис (0)
[20.09.2017]
8 клас. Мистецтво (за Л.Масол) Ppt-презентація (з відео) Урок 7-8.Мистецькі перлини Візантії та Київської держави (0)
[20.09.2017]
питання для конкурсу "Відун" військово-патріотичної гри "Сокіл" Джура (0)
[19.09.2017]
9 клас. Мистецтво. Уроки 7-8. Авангард Мультимедійна Ppt-презентція за підручником Л.Масол (з відео) (0)
[19.09.2017]
9 клас. Мистецтво. Уроки 7-8. Авангард: кубізм, футуризм, кубофутуризм (за Л.Масол) мультимедійний підручник (0)
[19.09.2017]
План заходів до Міжнародного Дня людини похилого віку в закладах освіти Костянтинівського району у 2017 році (0)
Наші партнери
 




Сайт учителя музичного мистецтва Толоконнікової Жанни Василівни


Сайт учителя музичного мистецтва Юанова Станіслава Маграіловича


Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Облако тегов
Профсоюз

Санаторно-курортное лечение


ПЕНСІЙНИЙ КАЛЬКУЛЯТОР (розрахувати свою майбутню пенсію можна ТУТ)

Печать страницы
Нашему сайту
Copyright MyCorp © 2017Сайт создан в системе uCoz