Методическое обеспечение
Занятия по изучению искусства кино направлены на формирование
у детей навыков восприятия экранных произведений, на развитие способности адекватно понимать экранный «текст», сопереживать
и эмоционально откликаться на элементы формы и Содержания, уметь оценивать эти
произведения и аргументировать свою оценку.
Дети получают представление о том, что у экранных
искусств есть свои особые выразительные средства, отличные от средств других
видов искусства, — это кадр, план, ракурс, монтаж, звук, цвет, движение и т. д.
Эти знания помогут сделать ребенку шаг к освоению тайн «аудиовизуальной речи»
точно так же, как он узнает, что слова состоят из отдельных звуков, а их запись
производится с помощью букв.
Экранная грамотность, формированию которой
посвящены
эти
занятия, сводится к тому, чтобы воспринимающий (т. е. зритель) мог верно «раскодировать» тот художественный
или документальный текст, который передает ему автор в
определенных знаках — движущемся и
озвученном изображении на плоскости экрана.
Кроме того, зритель должен в общих чертах представлять ;себе, как
составляется такой текст.
Знакомство с особенностями языка экрана не является
самоцелью — это важное и необходимое, но не единственное условие формирования
грамотного зрителя. Особое внимание следует обратить на организацию просмотров детьми мультипликационных игровых
художественных фильмов, видеофильмов, на проведете обсуждений, в процессе
которых ребята должны научиться высказывать
свои суждения по поводу увиденного, делиться своими чувствами, впечатлениями. Работа по анализу,
совместному обсуждению экранных произведений воспитывает у детей самостоятельность
суждений, интерес к мнению товарищей, развивает речь, пополняет словарный
запас, учит рассказывать о своих •чувствах, вызванных фильмами.
На первых этапах работы над восприятием
важно акцентиро-
161
вать внимание на том, чтобы развивать способность
активно смотреть
и слушать. Педагог
показывает ребенку фильмы несколько с другой стороны: оказывается, не просто нужно их с интересом смотреть, но и
стараться разобраться в своих чувствах, возникших при просмотре, поделиться своими впечатлениями,
услышать другое
мнение. Важно увидеть то, чего раньше не увидел, понять то, чего раньше не понял.
Программа включает много таких
фильмов, которые могут быть знакомы детям, но это не снижает интереса к ним.
Кроме того,
самостоятельные просмотры зачастую оставляют экранное произведение для ребенка
непонятым или понятым не совсем верно. Часто это происходит из-за того, что дети не
задумываются об увиденном, не успевают осознать многих смыслов и значений,
понять причинно-следственные связи. То, что очевидно для взрослого, часто бывает
непонятным для ребенка. Поэтому детям надо чаще задавать вопросы, активизирующие восприятие,
добиваясь
подробных описаний облика героев, места действия, времени года.
Важной является работа по
усвоению смысла, причинно-следственных связей в событиях, происходящих в
фильме. Поэтому
надо уделять достаточно внимания даже простому пересказу сюжета, особенно для детей
7—8 лет. Обсуждать фильм имеет смысл лишь после того, как педагог убедится, что все дети правильно поняли его содержание.
Рассказывая детям о кино, можно сообщить много
интересных фактов из его истории, об
основных кинопрофессиях, об интересных
ситуациях, произошедших на съемках фильмов. Безусловно, это расширит
знания детей о кинематографе, но никоим
образом не повлияет на совершенствование навыков восприятия фильмов.
Развить навыки восприятия у детей можно, начиная с рассматривания самой
маленькой частички фильма — кадрика на
пленке (фотографического кадра),
так как здесь уже можно говорить о композиции, о роли
цвета в создании настроения, облика
героя и т. д. Введение понятия монтажа дает
представление об эффекте соединения кадров и рождении нового смысла. Творческая
работа по созданию фотофильма, рисование
раскадровки помогают закрепить эти знания. Дальнейшее совершенствование навыков восприятия происходит на уровне формирования понятий о кинематографическом
кадре. В данном случае он выступает как модель фильма. Будучи небольшим
по продолжительности, он
позволяет говорить на доступном для детей уровне о звуке,
пластике героев, свете и цвете,
внутрикадровой композиции. В дальнейшем можно проводить анализ сцены, эпизода.
Изучение
языка экрана проводится в доступной для детей
форме, с
использованием игровых приемов. Так же интересно
надо проводить и
обсуждение фильма.,
Важным является и
понятие авторства экранного произведе -
162
ния. Поскольку под автором здесь понимается режиссер,
Дети получают представление о том, что все в фильме зависит от выбора
режиссера. Например, рассматривая фильм-экранизацию и сравнивая литературный источник
и экранное воплощение произведения, нужно подвести детей к пониманию роли
режиссера в
создании фильма. Каким режиссер представил нам героев, что изменил в содержании, схожи ли
настроения, вызываемые литературным произведением и фильмом, и т. д.?
Фактически здесь сравниваются позиции двух
авторов — писателя и режиссера. Программой предусмотрено знакомство с
произведениями художественного и документального кино. Дети должны понимать разницу между художественным
фильмом, где все от начала до конца — вымысел, и
документальным фильмом, где материалом для осмысления являются подлинные события и факты. Показ
документальных фильмов
можно в случае необходимости замеришь демонстрацией документальных телефильмов или их фрагментов. Здесь также существует
реальная возможность продолжить разговор о роли автора в создании экранного
произведения. Знакомство
с жанрами кино помогает формированию навыков грамотного зрителя. Знакомясь с
основными жанрами кино, дети учатся ориентироваться в выборе фильмов, понимать, чем они различаются, адекватно выстраивать
свои зрительские ожидания.
Хотя в первый год обучения ведется работа
по формированию навыков
восприятия и анализа фильмов, второй год обучения вновь начинается с закрепления
полученных навыков на новом материале. Тематика занятий на втором году
обучения делится на четыре блока, каждый из которых решает
определенную задачу, формирует те или иные знания, умения и навыки
ребят.
Первый блок занятий (темы 1, 2) позволяет
выработать в процессе
обсуждения и анализа фильмов единую художественную
позицию педагога и детей, на материале фильмов
выдающихся мастеров проследить, как
воплощается в киноматериале авторская мысль, как экран рассказывает о чувствах и поступках
героев. Находясь в
позиции зрителя, ребята учатся творческому восприятию — сотворчеству с автором, стремлению понять его замысел,
прочитать авторскую мысль, выраженную языком искусства экрана.
Второй блок занятий (темы 3, 4, 5) направлен на
более глубокое
постижение этого языка и помогает детям почувствовать себя в роли авторов.
Третий блок занятий (темы 6, 7) носит уже полностью
практический
характер, он позволяет в творческой деятельности с использованием видеокамеры
проследить возникновение аудиовизуальных
образов на базе образов словесных.
Четвертый блок занятий (темы 8—13) — это этап деятельности по созданию фильма. Именно на
этом этапе реализуется главная задача: на основе знаний, умений и навыков, приобре-
163
тенных на предшествующих занятиях, дети воплощают в
реальность свои замыслы, становятся авторами фильма. В процесс съемок фильма
ребята сталкиваются с необходимостью решать разнообразные творческие задачи, и
именно в этой деятельности они постигают специфику экранных искусств,
овладевают их языком. Создание фильма служит завершением общей работы,
развивающей творческие возможности детей.
Опыт показывает, что ребята порой еще недостаточно
физически готовы к тому, чтобы самим работать с видеокамерой. Учитывая
конкретные условия, можно ориентироваться на различные варианты.
Первый вариант: дети
осваивают технику видеосъемки
компактной камерой. Второй вариант: с камерой в момент съемки работает педагог
или более старший ученик, а младшие дети участвуют в подготовке к съемкам,
сочинении сценария, выборе объектов для съемки составлении монтажной записи
съемок, исполняют роли в игровом фильме. Так целесообразно поступать в том
случае, когда камера достаточно тяжелая и дети по тем или иным причинам не
могут с ней работать. Бывают случаи, когда все хотят работать только в кадре и
никто не хочет выполнять обязанности оператора. В таком случае дети все равно
должны участвовать во всем подготовительном периоде съемок, а во время съемок
тщательно обговаривать все элементы внутрикадровой композиции. Третий вариант:
съемку ведут дети, а педагог помогает им в наиболее сложных случаях. Такая подстраховка,
учитывая возраст детей, вполне уместна. При этом надо учитывать и возможность
работы со штативом, что значительно облегчает работу.
Для работы в кружке необходима следующая
видеовоспроиз-водящая и видеозаписывающая аппаратура:
— видеомагнитофон (видеоплеер);
—-видеокамера (любительская или полупрофессиональная
аналоговая или цифровая). Возможно использование и нескольких
видеокамер, если они есть в наличии;
— аудиомагнитофон (для озвучивания);
— монтажный стол (можно использовать любое средство для видеомонтажа,
включая компьютерные программы);
- — необходимое количество
видеокассет для съемок (5— 6 штук);
— кассеты с записями фильмов, мультфильмов.
Список фильмов для просмотров на занятиях
Мультипликационные фильмы (значком * помечены фильмы, продолжительностью более
30 мин): «Варежка», реж. Р. Качанов, 1967;
«Винни-Пух», реж. Ф. Хитрук, 1969; «Винни-Пух идет в гости», реж. Ф. Хитрук,
1971; «Волчище, серый хвостище», реж. Г. Баринова, 1983; «Волшебное кольцо»,
реж. Л. Носырев, 1979;
164
«День чудесный», реж. А.
Хржановский, 1975;
«Ежик в тумане», реж. Ю. Норштейн, 1976;
«И мама меня простит», реж. А. Петров, 1975;
-«История о девочке, которая наступила на хлеб»,
реж. А. Грачева, 1987;
«Карлсон вернулся», реж. Б. Степанцев, 1969;
«Клубок», реж. Н.
Серебряков, 1968; «Конек-Горбунок»*, реж. И. Иванов-Вано, 1975 (новая версия);
<Малыш и Карлсон», реж. Б. Степанцев, 1968; «Медведь-липовая нога», реж. Г.
Баринова, 1984; «Мороз Иванович», реж. И. Аксенчук, 1981; «Ну, погоди!», реж. В. Котеночкин, 1969—1981
(разные выпуски); «Петух и боярин», реж. Л. Мильчин, 1986; «Премудрый
пескарь», реж. В. Караваев, 1979; «Пуговица», реж. В. Тарасов, 1982;
«Путешествие Солнышкина», реж. А. Петров, 1980; |Сказка сказок», реж. Ю.
Норштейн, 1980; «Снежная королева»*, реж. Л. Атаманов, 1957; «Старая игрушка»,
реж. С. Самсонов, 1964; «Стеклянная гармоника», реж. А. Хржановский, 1968;
«Трое из Простоквашино», реж. В. Попов, 1978;
«Учитель пения», реж. А. Петров, 1968; «Фильм, фильм, фильм», реж. Ф.
Хитрук, 1968; «Цапля и журавль», реж. Ю. Норштейн, 1975; «Цветик-семицветик»,
реж. М. Цехановский, 1949; | «Чебурашка», реж. Р. Качанов, 1971; «Чиполлино»,
реж. Б. Дежкин, 1960; «Шапокляк», реж. Р. Качанов, 1974, и другие фильмы.
Художественные фильмы:
«Варвара-краса, длинная коса», реж. А. Роу, 1970;
«Внимание, черепаха!», реж. Р. Быков, 1970;
«Деревня Утка», реж. Б. Бунеев, 1977;
«Каток и скрипка», реж. А. Тарковский, 1961;
«Мио, мой Мио», реж. В.Грамматиков, 1987;
«Морозко»,
реж. А. Роу, 1965; "
«Мэри Поппинс, до свидания!», реж. Л. Квинихидзе, 1983; «Приключения
Буратино», реж. Л.Нечаев, 1981; «Сказка о потерянном времени», реж. А. Птушко,
1964; «Снежная королева», реж. Г. Казанский, 1967; «Там, на неведомых
дорожках», реж. М. Юзовский, 1982; «Огонь, вода и... медные трубы», реж. А.
Роу, 1968; «Ох, уж эта Настя!», реж. Ю. Победоносцев, 1972; «Финист-Ясный
сокол», реж. Г. Васильев, 1975.
Рекомендуемая литература
Баженова
Л. М. В мире экранных искусств: Книга для учителей начальных классов, воспитателей и родителей. —
М.,1992.
Баженова Л.
М. Герои книг на экране. Работа с фильмом-экранизацией // Начальная
школа. — 1998. — № 2.
Баженова Л. М. Изучение
экранных искусств в начальной школе // Начальная школа: плюс-минус. — 2000. —
№ 1.
Баженова Л. М. Наш друг
экран. Вып. 1,2. —М., 1995.
Бондаренко Е. А. Диалог с экраном. — М., 1994.
Бондаренко Е. А. Экскурсия в мир экрана. — М., 1994.
Вайсфельд И. В. Кино как вид искусства. — М.,1980.
Захарова Е.
А Развивающий экран // Искусство в жизни
детей: опыт занятий с младшими
школьниками. — М., 1991.
Кино: Энциклопедический словарь. — М., 1987.
Кино — юным. — М., 1985.
Красный Ю. Е., Курд юкова Л. И. Мультфильм руками детей: Книга для
учителя. — М., 1990.
Мудрость вымысла. — М., 1983.
Усов Ю. Н. В мире экранных искусств. — М., 1995.