Содержание учебных тем Первый год обучения
1. Вводное занятие. 2 ч
Беседа о любимых фильмах и
передачах. Знакомство с плащом работы
кружка.
Кино как вид
искусства. Кино и другие искусства,
2. Развитие навыков восприятия в процессе просмотра и
об-
Йсуждения фильма. 8 ч
Выяснение эмоциональной
отзывчивости детей и их умения осмыслить свои чувства в процессе просмотра фильма. Общее настроение фильма, смена
эмоциональных состояний в процессе в просмотра фильма (художественный фильм
«Сказка о потерян - ном времени», реж. А.
Птушко).
3. Сказка на экране. Образ героя в книге и на
экране. 5
ч
Как в фильме показаны герои сказки? Почему они
показаны
«именно такими (роль автора в создании образа
героя, авторское
видение героя)?
Развитие внимания к внешнему
облику героя, месту дейст-вия. Просмотр и обсуждение художественного фильма «Золуш-
ка», реж. Н. Кошеверова.
157
Рисование героев фильма.
4. Основы языка кино: кадр. 4 ч
Первое представление о кадре. Кадр как часть
пространству (фотографический кадр). Работа с кадрирующей рамкой.
Просмотр мультфильма «Старая игрушка»,
реж. С. Самсонов.
5. Монтаж в фильме. 4 ч
Первое представление о монтаже. Соединение кадров и
рождение нового смысла.
Работа по созданию фотофильма. Просмотр фрагментов художественных
игровых и мультипликационных фильмов.
6. Сюжет фильма, поступки и характер героев. 8 ч
Понятие о прямой последовательности
событий. Непрямая
последовательность событий. Поступки и характер героев. Совершенствование
навыков восприятия.
Работа с художественным фильмом «Мио, мой Мио», реж.
В. Грамматиков, и другими фильмами.
7. Работа с фильмом-экранизацией. 6 ч
Знакомство с литературным источником, просмотр и обсуждение
фильма.
Особенности литературного текста и экранного произведения,
их сходство и различие. Авторская позиция. Герои книги и герои фильма — чем они
отличаются (П. Треверс. Мэри Поппинс и художественный фильм «Мэри Поппинс, до
свидания!», реж. Л. Квинихидзе)?
8. Развитие представления о кадре: план, ракурс. 6 ч
Разный масштаб
изображения — для чего это нужно? Крупный,
средний и общий планы. Рисование раскадровки по сказке, стихотворению.
Ракурс как точка зрения камеры — когда это нужно?
Просмотр фрагментов художественных игровых и мультипликационных
фильмов.
9. Звуки и музыка в фильме. 4 ч
Создание при помощи звуков образа реального мира в
кадре. Речь героев как средство их характеристики. Музыка в фильме: музыка в
кадре и за кадром. Работа с мультфильмом «Ежик в тумане», реж. Ю. Норштейн.
10. Фильмы мультипликационные и художественные
игровые. 6
ч
Разные виды кинематографа — чем они
различаются? Мультипликация рисованная и кукольная. Как делают мультфильм?
Ожившее изображение.
Актер в игровом кино. Основные кинопрофессии.
11. Фильмы художественные и документальные. 5 ч
Художественный вымысел и правда жизни.
Фантазия художника и отражение подлинных фактов. Роль автора и его позиции
в создании художественного и документального произведения экрана.
Художественный кинематограф: обращение к миру чувств и
поступков человека. Просмотр и обсуждение художественного
фильма (по выбору учителя).
158
Документальный кинематограф: правда жизни и роль
автора передаче ее на экране. Просмотр документального фильма о выбору
учителя).
12. Кадр как часть фильма: кинематографический кадр. 2 ч
Кадрик на пленке и продолжительность
кинематографического кадра. Движение в кадре. Границы кадра. Работа с фрагментами
художественных и мультипликационных фильмов.
13. Знакомство с жанрами художественного
кинематографа. 4 ч
Фильм-сказка,
приключенческий фильм, фантастический фильм,
ильм-детектив и др.
Просмотр фильмов и фрагментов фильмов разных жанров, отличительные
черты жанров. Обобщение художественного опыта детей, его систематизация.
14. Игра-викторина. 6 ч
Подготовка и проведение игры-киновикторины. Деление на группы для
проведения викторины, отбор в каждой из групп кинофрагментов для заданий
викторины. Составление сценария проведения викторины, выбор ведущих. Основные
вопросы викторины: угадай фильм по его фрагменту или по фрагменту мелодии,
звучащей в фильме; определи жанр фильма, о чем он, кто его герои.
15. Итоговое
занятие. 2 ч
Повторение изученного за первый год обучения материала.