Второй год обучения
1. Вводное занятие. 2 ч
Выяснение у детей интересов и мотивов занятий в
кружке, рассказ о планах работы в кружке, о требованиях к его участникам.
Знакомство с правилами поведения и участия в съемках.
2. Просмотр и
обсуждение фильмов. 10 ч
Особенности кино как искусства. Создание образа в кино.
.тор
в экранном произведении. Коллективное творчество в кино, основные
кинопрофессии. Звук и цвет в фильме. Музыка кино. Актер в фильме.
Сюжет фильма. Настроение в фильме. Позиция автора. Позиция
зрителя. Восприятие как сотворчество. Развитие навыков обсуждения и анализа
фильма.
Примерный
перечень фильмов для работы
Художественные фильмы: «Каток и
скрипка», реж. А. Тарковский, 1961; «Золушка», реж. Н. Кошеверова, 1947; «Сказка о потерянном времени», реж. А. Птушко,
1964; «Ох, уж эта Настя!», реж. .Победоносцев, 1972; киножурнал «Ералаш», различные выпуски.
Мультипликационные фильмы: «Ежик в тумане», реж. Норштейн, 1976; «Клубок», реж. Н. Серебряков,
1968; «Премудрый пескарь», реж. В. Караваев, 1979; «Чуча», реж. Г. Бардин, 000,
и др.
159
3. Специфика языка кино. 6 ч
Кадр как самая маленькая частичка фильма. План —
масштаб изображения, ракурс — точка зрения камеры. Монтаж — создание фильма из
отдельных кадров.
4. Знакомство с видеокамерой. Возможности
видеосъемки. 6 ч
Включение и выключение камеры. Начало и
окончание съем
ки. Крупные, средние и общие планы. Панорама. Переход от од
ного плана к другому (общий — средний— крупный).
5. Творческая работа по усвоению языка кино.
Монтажная
запись. 4 ч
Придумать фразу из
воображаемого сценария. Представить,
как содержание фразы можно выразить в визуальных (зритель
ных) образах. Сделать монтажную запись этой фразы (работа в
группах).
6. Съемка по монтажной записи (работа в группах). 6 ч
Сочинить короткую фразу. Обменяться
фразами с другими
ребятами. Сделать монтажную запись полученной фразы, выразив ее в 3—4
кадрах. Снять видеокамерой эти кадры в соответствии с монтажной записью.
7. Сочинение небольших сюжетов. Творческая работа. 6 ч
Выбор темы для сюжета.;
Придумать
историю^ где фигурировали бы случайно выбранные
предметы. Сочинить историю, где действовали бы случайно выбранные люди. ,
Сочинить сюжет видеозарисовки о школе (выбор
интерьеров и объектов для съемки, составление закадрового текста и т. д.).
8. Работа над сценарием. 6 ч
Определение жанра будущего
фильма. Выделение круга проблем, которые
могут рассматриваться в фильме.
Индивидуальная и групповая работа по сочинению историй,
которые могут стать основой сюжета (можно использовать случаи из школьной
жизни). Литературный сценарий. Подготовка сценария для съемки (режиссерский
сценарий): составление монтажной записи сочиненного сценария.
9. Пробы на
роли. Репетиции. 4 ч
Распределение различных обязанностей в съемочной группе
(режиссер, оператор, художник, гримёр, костюмер и т.д.).
Выбор среди претендентов исполнителей героев и персонажей
игровых сюжетов или чтецов закадрового текста в документальных фильмах.
Проведение проб — съемка небольших видеофрагментов с разными исполнителями.
10. Видеосъемка
фильма. 12 ч
Съемка по монтажной записи отдельных фрагментов фильма.
Съемки дублей с целью получения наиболее
выразительных кадров.
11. Просмотр отснятого материала/Обсуждение. 2 ч
Выбор и обсуждение наиболее выразительных
кадров для
монтажа.
Обсуждение возможных вариантов титров (шрифт, цвет
букв фона и т. д.). Съемка титров.
12. Монтаж фильма, подготовка фильма к демонстрации. 6 ч
Выстраивание отснятых кадров в соответствии
с монтажной
записью.
Запись
закадрового текста, музыкального
сопровождения, шумов и т. д.
Озвучивание фильма.
13. Демонстрация фильма. Обсуждение. 2 ч
Организация премьеры фильма в классе,
школе.
Обсуждение фильма в кружке.