МИСТЕЦТВО В ШКОЛІ
Сайт змішаного мобільного дистанційного навчання
Навчайтесь на нашому сайті!



 
Четверг, 15.11.2018, 04:45
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [26]
сценарии [9]
сценарии
экология и краеведение [16]
материалы по экологическому воспитанию и краеведческой работе
методические материалы [681]
методические материалы
олимпиады [9]
материалы Всеукраинской интернет-олимпиады
Мини-чат
Наш опрос
Який формат сучасного уроку для вас найзручнішій
Всего ответов: 15
Видео
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
РЕКЛАМА
Block content
Самое популярное
[29.09.2009]
ПРОГРАММА ПРЕЗИДЕНТА ШКОЛЫ (0)
[26.09.2009]
МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА (конспект урока-лекции по художественной культуре в 9 классе) (0)
[22.06.2014]
Календарь учителя на 2014-2015 учебный год (3)
[13.09.2009]
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧНЕ ПЛАНУВАННЯ УРОКІВ МУЗИЧНОГО МИСТЕЦТВА (11)
[10.02.2014]
МОЛОДЕЖЬ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Сценарий выступления агитбригады (0)
[01.12.2009]
Сценарий "ДЕНЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ" (7)
[28.05.2013]
Сценарий открытия пришкольного лагеря (с игровой программой) (0)
[01.09.2012]
Стихи ко Дню освобождения Донбасса (1)
[08.06.2017]
Матеріали для проведення Першого уроку у 2017/2018 навчальному році (0)
[23.08.2011]
Календарно-тематичне планування уроків музичного мистецтва в 1-8 класах (10)
[31.08.2017]
Мистецтво. 9 кл (Л.Масол) Уроки 1-2. Школи і лідери модерну (6)
[19.06.2016]
Навчальні плани на 2016-2017 рік (для всіх класів і всіх типів шкіл) (0)
[28.11.2012]
Сценарий к Международному Дню инвалидов (0)
[01.12.2012]
Сценарий ко Дню святого Николая (0)
[22.08.2011]
План виховної роботи школи на 2011-2012 навчальний рік (2)
[06.09.2009]
ОСЕННИЙ БАЛ и ОСЕННИЙ УТРЕННИК (сценарии) (0)
[19.06.2013]
Сценарий закрытия летнего пришкольного лагеря (игровая программа) (0)
[17.08.2013]
календарно-тематичне планування уроків музичного мистецтва в 1-2 класах за новою програмою 2013-2014 н.р (0)
[08.09.2014]
Календарно-тематичне планування з предмета «Захист Вітчизни» 10-11 класи (1,5 години) (0)
[08.10.2017]
Конспекти уроків мистецтва. 9 клас (за підручником Л.Масол) (4)
[17.02.2014]
Сценарий конкурсной программы на 8 Марта "Мисс весна" для старшеклассников (0)
[31.08.2017]
Мистецтво. 9 клас. Уроки (за підручником Л.Масол) (4)
[14.07.2016]
План виховної роботи школи на 2016-2017 н.р. (0)
[12.08.2014]
Річний план роботи педагога-організатора на 2014-2015 н.р. (0)
[29.06.2015]
Готуємо навчальні плани на 2015-2016 н.р. (0)
[07.08.2011]
Конспект Першого уроку " Україна-наш спільний дім" (0)
[25.07.2013]
План виховної роботи школи на 2013-2014 навчальний рік (0)
[20.08.2011]
Конспект первого урока "«Украина - наш общий дом» " (на русском языке) (8)
[13.09.2009]
ПРИВЕТСТВИЕ УЧАЩИХСЯ на ЮБИЛЕЕ РАЙОНА (сценарий) (0)
[09.04.2010]
Сценарий выступления агитбригады отряда"НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ",посвященного 65-й годовщине Победы (0)
Главная » Файлы » методические материалы

Формирование жизненных компетентностей воспитанников
13.07.2009, 10:46
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На современном этапе в работе педагога-организатора нередко встречается проблема, когда воспитанники старшего школьного возраста, выпускники – близкие по возрасту и происхождению дети, имеют весьма разный уровень зрелости и отношения к жизненным приоритетам, увлеченности определенным видом полезной практической, в том числе и творческой деятельности. От чего зависит разный подход воспитанников к содержанию жизненных интересов, к овладению ценностями культуры и т.д. от чего зависит разница в общем уровне их интеллектуального развития? Почему воспитанники по-разному относятся к обучению, по-разному оценивают своих преподавателей и воспитателей, по-разному реагируют на встающие перед ними проблемы?

Как идет процесс формирования жизненных приоритетов и как, следствие жизненных компетентностей у воспитанников? Далее я хочу осветить вопрос формирования жизненных компетентностей у воспитанников от периода отрочества до периода зрелости.
Воспитанники старшей группы ПТО «Юность Донбасса»
Поскольку на этом пути уровень мышления воспитанников изменяется по-разному, учет таких изменений может иметь значение как при знакомстве с новым материалом, так и при выработке направления обучения и воспитания, а также при рекомендациях воспитанникам относительно выбора или формы своей будущей профессиональной деятельности.
Следует признать, что вопросы формирования и развития жизненных компетентностей в процессе обучения школьников пока остаются вне поля зрения преподавателей общешкольных дисциплин.

Что представляет собой воспитанник с точки зрения развития его компетентностей? Как происходит их формирование и развитие? Какие факторы способствуют или препятствуют их развитию? По-моему, эти вопросы не могут не интересовать людей, работающих на ниве воспитания подрастающего поколения. В данном случае я хотел бы остановиться на конкретном примере формирования жизненных компетентностей воспитанников в области общей культуры
Дети не только соперничают с талантливыми товарищами. Они постоянно находятся в кругу учащихся и учителей, которые отличаются друг от друга социальным происхождением, ценностными ориентирами, национальностью, материальным и культурным уровнем, религиозными верованиями и политическими взглядами. Дети постоянно слышат разные мнения о жизненных ценностях и приоритетах, соотносят все это со своими ожиданиями и представлениями. Нередко они даже впадают в растерянность и даже панику, и их не утешает то, что разнообразные впечатления являются всего лишь мощным развивающим фактором.















Фото 4. Формирование национального самосознания – важная составляющая процесса формирования жизненных компетентностей воспитанников
В условиях сельской местности развитие ребенка происходит в замкнутой обстановке «сельского социума», которая в корне отличается от мира, в который в последствии он вступит. И если во время учебы ребенок случайно не «столкнется» с педагогом, который готов, может и самое главное, хочет сформировать у воспитанника определенные жизненные компетенции, то последние начнут формироваться у выпускника только с переходом его к практической деятельности.

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ.

Перечисленные выше обстоятельства обязательно должны учитываться педагогами при формирования жизненных компетентностей у воспитанников. Для этого им необходимо быть вооруженными теоретическими знаниями.. Процесс формирования жизненных компетентностей характеризуется изменениями в мыслительной деятельности, в оценках и миропонимании. На наш взгляд, их можно сгруппировать в четыре более крупных периода.
Фото 5. Клуб младших школьников «Почемучки» – первый этап на пути формирования жизненных компетентностей воспитанников

Первый период можно назвать «дуалистическим». В это время воспитанник все делит на две категории: правильно- хорошо-мы и неправильно-плохо-они. На все вопросы для него существуют «правильные» ответы. Вся получаемая информация классифицируется таким воспитанником как правильная или неправильная. Промежуточное положение оценивается как ошибочное. Учеба рассматривается, как нахождение правильных ответов. Если известно, что такое правда, рассуждает воспитанник на этой стадии развития, цель учения – обучаться одной правде. Разные точки зрения понимаются под углом «правильности» и «неправильности». Смысл дискуссий в обществе им непонятен. Вместо того, чтобы выслушивать правильные и неправильные суждения, хочется выслушать квалифицированное и «правильное» мнение педагога. К сожалению, многие, повторю, многие педагоги, и, к еще большему сожалению, администраторы над педагогами, завершили свое развитие на «дуалистическом» этапе, отсюда «кризис» власти в «отдельно взятом государстве» и сатрапические приемы «насильнического» диктата над линий поведения и развития учащихся. Результат налицо – мы живем в обществе, где иное мнение, иная, отличная манера поведения, развития, мышления преследуется и отторгается «социумом».
Фото 5. Изучение Конституции Украины – важный этап формирования жизненных компетентностей воспитанников

Постепенно, под влиянием увиденного и услышанного в учебном заведении, воспитанник приходит к понимаю законности разнообразия. Начинается этот процесс с повседневного общения, в котором воспитанник не может всегда открыто осуждать тех, кто расходится с ним в оценках, и по крайней мере, внешне соглашается с тем, что «другое» не обязательно «неправильно», что есть такие области, в которых «правда» не известна никому. Наступает период множественности.

Находясь на этой стадии развития, воспитанник считает, что любое суждение равноценно, что учитель, воспитатель, наставник знает не больше, чем он сам и его товарищи. Исследования показывают, что период «множественности» обычно приходится на второй и третий годы обучения. На этом этапе воспитанник готов с одинаковым вниманием обсуждать разные стороны любой проблемы, спорить с наставниками и одноклассниками. Но ему теперь очень трудно принимать определенные решения, и его страшит будущая взрослая жизнь, в которой придется заботиться о профессиональной карьере и решать другие жизненно важные вопросы. Воспитанник охотно участвует в учебных дискуссиях, нередко спорит ради самого спора. При этом его мало интересуют выводы уже проведенных исследований. Конец этого периода характеризуется растущим пониманием, что одни мнения могут быть лучше аргументированными или более логичными, чем другие и что компетенции – это очень сложный комплекс. В области педагогики это может означать понимание сложностей преподавания художественных дисциплин, занятий с разными воспитанниками, выполнение учебных программ, осуществление ожиданий воспитанников, их родителей и школьной администрации.
Во время одного из опросов воспитанников старшей группы участникам был задан вопрос, а как они представляют себе человека (например, учителя), у которого сформирован уже комплекс жизненных компетентностей. Одни стали рассказывать о том, что делают на уроке знакомые в школе учителя, другие – перечислять конкретные приемы работы учителей. Но одна из опрошенных воспитанниц поступила по-другому. Она сказала, что формирование жизненных компетентностей зависит от определенной школы, учащихся и администрации. Эта воспитанница уже вступила в третий период, который можно назвать периодом «релятивизма». По нашим данным, этого периода достигают в своем развитии (и то в самом конце учебы) только 3-5 процентов всех воспитанников.
В отличие от воспитанника периода «дуализма», воспитанник «релятивист» склонен признавать множественность и относительность знаний. Такой воспитанник подходит к вопросам более критично и осторожно, чем прежде. Он с удовольствием участвует в разных делах, особенно если чувствует личную заинтересованность.
Четвертый период развития наблюдается лишь у немногих воспитанников, совмещающих релятивистский подход к вопросам компетентности с твердо определившейся профессиональной направленностью. Это начало продуктивной деятельности в избранной области, когда оценки, взгляды и поведение воспитанника приобретают большую определенность при возросшей готовности решать новые задачи. К воспитателям подобные воспитанники относятся, как к более опытным коллегам или руководителям.
ВЫВОДЫ.
Предложенная нами систематизация периодов формирования жизненных компетентностей у воспитанников, по нашему мнению, может помочь руководителю кружка лучше понять поведение воспитанников на занятиях, а также более правильно строить работу по формированию жизненных компетентностей и приоритетов воспитуемых. Она позволяет понять, что большинство воспитанников, завершая обучение, находясь с точки зрения развития их жизненных компетентностей в периоде «множественности», и поэтому избирает себе форму деятельности на основании минутного импульса, а также испытывает большие затруднения в условиях выбора, считая одинаково ценными различные пути реализации жизненных приоритетов.
Опыт работы в данном направлении подсказывает, на что нам следует обращать внимание, размышляя над формированием жизненных комптетентностей у воспитанников. Скажем, на какой стадии каждый из них находится в начале обучения, в середине, после выпуска. Эта схема заставляет думать, например, над тем, как помочь воспитанника-«дуалистам» преодолеть присущую им ограниченность в восприятии жизненных вопросов или как вызвать у воспитанников положительное отношение к сложностям реализации жизненных приоритетов.
Существует предположения, что продвижению воспитанников через разные периоды развития жизненных компетентностей могло бы способствовать оптимальное соотношение выдвигаемых перед ними учебных задач и оказываемой им профессиональной помощи воспитателя, основанной на анализе индивидуальных данных их развития.
Привлекательность описанной выше системы для работы по формированию жизненных комптетенций у воспитанников о пределяется для нас тем, что она совпадает с впечатлениями, вынесенными из практики. Основное ее значение заключается в том, что она дает «теоретическую карту» изменений жизненных приоритетов, происходящих у наших воспитанников, когда мы стараемся сделать из них хороших профессионалов-исполнителей. Задача же формирования жизненных компетентностей сейчас состоит в том, чтобы наилучшим образом использовать эту модель для положительного влияния на развитие подрастающего поколения.


Категория: методические материалы | Добавил: wolkan
Просмотров: 1589 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Новое на сайте
[09.11.2018]
11 навчальний тиждень. З 19 листопада по 23 листопада. Переглядаємо урок №11 (0)
[09.11.2018]
ПЛАН РОБОТИ на 12 - 16 листопада 2018 р (0)
[05.11.2018]
ПЛАН РОБОТИ на 05 - 10 листопада 2018 р (0)
[26.10.2018]
10 навчальний тиждень. З 12 по 16 листопада. Переглядаємо урок №10 (1)
[26.10.2018]
28 ЖОВТНЯ — ДЕНЬ ВИГНАННЯ НАЦИСТСЬКИХ ОКУПАНТІВ, А НЕ ВИЗВОЛЕННЯ УКРАЇНИ — УКРАЇНСЬКИЙ ІНСТИТУТ НАЦІОНАЛЬНОЇ ПАМ’ЯТІ (0)
[26.10.2018]
Вітання з Днем визволення України від фашистських загарбників (0)
[26.10.2018]
Про проведення заходів із відзначення 74-ї річниці вигнання нацистів з України (0)
[26.10.2018]
План роботи Кіндратівської СШ І-ІІІ ступенів на осінніх канікулах з 29.10 по 02.11.2018 року (0)
[26.10.2018]
Пам’ятні дати в листопаді: (0)
[19.10.2018]
Мінфін: підвищення посадових окладів освітянам на 10 % – є передчасним (0)
[19.10.2018]
ІНФОРМАЦІЯ з виконання заходів Тижня безпеки життєдіяльності в Кіндратівській СШ І-ІІІ ступенів з поглибленим вивченням інформатики та прогр (0)
[19.10.2018]
ПЛАН РОБОТИ на 22-26 жовтня 2018 р (0)
[19.10.2018]
9 навчальний тиждень з 05 по 09 листопада Переглядаємо і виконуємо завдання уроку №9 (2)
[19.10.2018]
Інформація щодо виконання регіонального плану з відзначення 100-річчя з дня народження Василя Сухомлинського в Кіндратівській СШ І-ІІІ ступ (0)
[19.10.2018]
Афоризми Василя Сухомлинського: (0)
[19.10.2018]
Педагогічна спадщина Василя Сухомлинського (0)
[19.10.2018]
ДО 100-РІЧЧЯ ВІД ДНЯ НАРОДЖЕННЯ ВАСИЛЯ СУХОМЛИНСЬКОГО (0)
[12.10.2018]
14 жовтня – День захисника України (0)
[12.10.2018]
ЗВІТ ПРО ПРОВЕДЕННЯ ЗАХОДІВ ДО ДНЯ ЗАХИСНИКА УКРАЇНИ (0)
[12.10.2018]
8-й навчальний тиждень з 22 по 26 жовтня 2018 року. Переглядаємо й виконуємо завдання до уроку №8 (0)
[12.10.2018]
ПЛАН РОБОТИ на 15-19 жовтня 2018 р (0)
[12.10.2018]
План шкільних заходів з підготовки та відзначення 74-ї річниці визволення України від фашистських загарбників (0)
[11.10.2018]
домашняя работа (0)
[10.10.2018]
Зустріч старшокласників з працівником військомату (0)
[09.10.2018]
Домашня робота 5 клас (0)
[08.10.2018]
Про проведення масових заходів з нагоди Дня захисника України в Кіндратівській СШ І-ІІІ ступенів (0)
[05.10.2018]
7-й навчальний тиждень з 15 жовтня по 19 жовтня 2018 року. Переглядаємо й виконуємо завдання до уроку №7 (1)
[05.10.2018]
Про проведення vfcjdb[ заходів з військово-патріотичного виховання на 5-тому навчальному тижні 2018/2019 навчального року (0)
[05.10.2018]
ПЛАН РОБОТИ на 08 - 12 жовтня 2018 р (0)
[03.10.2018]
Сценарій до Дня вчителя (для скачування ведучими). Технічний файл (0)
[03.10.2018]
Домашня робота Усатюк Олег 6 кл (0)
[01.10.2018]
Про проведення Тижня пожежної безпеки в Кіндратівській СЗЗСО І-ІІІ ст (0)
[27.09.2018]
ПЛАН РОБОТИ на 08 - 12 жовтня 2018 р (0)
[27.09.2018]
6-й навчальний тиждень з 08 по 12 жовтня 2018 року. Переглядаємо й виконуємо завдання до уроку №6 (6)
[24.09.2018]
Про проведення Дня без автомобілів в Кіндратівській СШ І-ІІІ ст (0)
[24.09.2018]
Про проведення Тижня пожежної безпеки в Кіндратівській СШ І-ІІІ ст (0)
[24.09.2018]
УЧАСТЬ У РАЙОННОМУ ЕТАПІ ВІЙСЬКОВО-ПАТРІОТИЧНОЇ ГРИ «СОКІЛ» («ДЖУРА») (0)
[21.09.2018]
ПЛАН ВИХОВНОЇ РОБОТИ на 24-28 вересня 2018р (0)
[21.09.2018]
5-й навчальний тиждень з 01 по 05 жовтня 2018 року. Переглядаємо й виконуємо завдання до уроку №5 (4)
[19.09.2018]
Заходи до Дня миру в Кіндратівській СШ (0)
Наші партнери
 




Сайт учителя музичного мистецтва Толоконнікової Жанни Василівни


Сайт учителя музичного мистецтва Юанова Станіслава Маграіловича


Облако тегов
Профсоюз

Санаторно-курортное лечение


ПЕНСІЙНИЙ КАЛЬКУЛЯТОР (розрахувати свою майбутню пенсію можна ТУТ)

Печать страницы
Нашему сайту
Copyright MyCorp © 2018Сайт создан в системе uCoz