МИСТЕЦТВО В ШКОЛІ
Сайт мобільного дистанційного навчання
МОБІЛЬНО! ЗРУЧНО! КОРИСНО!
Навчайтесь на нашому сайті!



 
Понедельник, 23.10.2017, 19:03
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Який формат мультимедійного уроку вам більш зручніше використовувати в роботі?
Всего ответов: 55
Видео
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 12
Пользователей: 1
artmazok4
РЕКЛАМА
Block content
Самое популярное
[29.09.2009]
ПРОГРАММА ПРЕЗИДЕНТА ШКОЛЫ (0)
[26.09.2009]
МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА (конспект урока-лекции по художественной культуре в 9 классе) (0)
[22.06.2014]
Календарь учителя на 2014-2015 учебный год (3)
[13.09.2009]
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧНЕ ПЛАНУВАННЯ УРОКІВ МУЗИЧНОГО МИСТЕЦТВА (11)
[01.12.2009]
Сценарий "ДЕНЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ" (7)
[10.02.2014]
МОЛОДЕЖЬ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Сценарий выступления агитбригады (0)
[28.05.2013]
Сценарий открытия пришкольного лагеря (с игровой программой) (0)
[23.08.2011]
Календарно-тематичне планування уроків музичного мистецтва в 1-8 класах (10)
[19.06.2016]
Навчальні плани на 2016-2017 рік (для всіх класів і всіх типів шкіл) (0)
[01.09.2012]
Стихи ко Дню освобождения Донбасса (1)
[08.06.2017]
Матеріали для проведення Першого уроку у 2017/2018 навчальному році (0)
[01.12.2012]
Сценарий ко Дню святого Николая (0)
[22.08.2011]
План виховної роботи школи на 2011-2012 навчальний рік (2)
[28.11.2012]
Сценарий к Международному Дню инвалидов (0)
[06.09.2009]
ОСЕННИЙ БАЛ и ОСЕННИЙ УТРЕННИК (сценарии) (0)
[19.06.2013]
Сценарий закрытия летнего пришкольного лагеря (игровая программа) (0)
[17.08.2013]
календарно-тематичне планування уроків музичного мистецтва в 1-2 класах за новою програмою 2013-2014 н.р (0)
[17.02.2014]
Сценарий конкурсной программы на 8 Марта "Мисс весна" для старшеклассников (0)
[12.08.2014]
Річний план роботи педагога-організатора на 2014-2015 н.р. (0)
[29.06.2015]
Готуємо навчальні плани на 2015-2016 н.р. (0)
[14.07.2016]
План виховної роботи школи на 2016-2017 н.р. (0)
[07.08.2011]
Конспект Першого уроку " Україна-наш спільний дім" (0)
[08.09.2014]
Календарно-тематичне планування з предмета «Захист Вітчизни» 10-11 класи (1,5 години) (0)
[25.07.2013]
План виховної роботи школи на 2013-2014 навчальний рік (0)
[20.08.2011]
Конспект первого урока "«Украина - наш общий дом» " (на русском языке) (8)
[13.09.2009]
ПРИВЕТСТВИЕ УЧАЩИХСЯ на ЮБИЛЕЕ РАЙОНА (сценарий) (0)
[09.04.2010]
Сценарий выступления агитбригады отряда"НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ",посвященного 65-й годовщине Победы (0)
[31.08.2017]
Мистецтво. 9 кл (Л.Масол) Уроки 1-2. Школи і лідери модерну (4)
[16.08.2011]
Конспект першого уроку «Україна - наш спільний дім» (Другий варіант) (0)
[27.02.2013]
Сценарий праздничного концерта для учителей школы, посвященного 8 Марта (0)
Главная » 2014 » Сентябрь » 13 » Галерея комнатных растений. Отчет об участии в заочном конкурсе-смотре озеленения внутришкольных помещений
14:44
Галерея комнатных растений. Отчет об участии в заочном конкурсе-смотре озеленения внутришкольных помещений

Название проекта: «Комнатные растения и экология школьной среды»

 

 

Направление:  экология

 

 

   Проект является информационным, открытым, долгосрочным, групповым. Это означает, что работа, начатая учащимися 9-го класса будет продолжена ими и их последователями.  

Будет расширяться круг участников и людей, на которых она рассчитана.

 

 

Цель проекта:    

- озеленение классных комнат и школы, создание фитомодулей с целью улучшения микроклимата школьных помещений;

 

 

Объектом исследования

является влияние различных свойств растений на экологическую составляющую классных помещений, на эмоциональное и физическое состояния школьников.            

 

 

Задачи:             

- сбор интересной, необходимой информации;

- обработка и анализ информации;

- развитие инициативы, познавательного интереса, творчества;

- охват наибольшего количества участников;

- развитие у учащихся активной жизненной позиции, интереса к здоровому образу жизни;

- воспитание любви к прекрасному, гражданской позиции у учащихся

                                                                                                                                                    

Актуальность проекта

 

     Проект затрагивает социально-экологическую проблему улучшения микроклимата помещений.

     Известно, что воздушная среда в школьных помещениях далека от идеальной. Помимо пыли, в воздухе часто содержатся небезопасные химические соединения. Их выделяют строительные материалы, мебель, ковровые покрытия. Кроме того, в комнатах обычно присутствуют разнообразные микроорганизмы, попадание которых на слизистую верхних дыхательных путей может вызвать ОРЗ и аллергические заболевания. Даже самые современные технические средства очистки воздуха не всегда обеспечивают здоровую воздушную среду. А в нашей  школе в настоящее время нет возможности ими пользоваться.

            Комнатные растения не только красивы, не только приятно пахнут, они защищают от шума, регулируют влажность воздуха, уменьшают электростатическое поле, очищают воздух и землю от ядовитых веществ, и оказывают, таким образом, позитивное воздействие на наше тело и душу.

Ни для кого не секрет, что качество воздуха в помещениях далеко от идеального. В воздухе концентрируется пыль, химические вещества, которые выделяются мебелью, синтетическими стройматериалами, красками, лаками. В воздухе обнаружено свыше 1000 вредных веществ, среди которых высокотоксичные и канцерогенные. Кроме того, воздух помещений содержит множество микроорганизмов, в том числе и патогенных. Эти микроорганизмы способны вызывать респираторные и аллергические заболевания. Современные очистители очищают и обеззараживают воздух в помещениях, но не способны сделать его полезным для здоровья. Зеленые же растения выделяют в воздух летучие вещества, которые даже в незначительных концентрациях способны очищать воздух от вредных микроорганизмов и улучшать самочувствие людей.

    Актуальность нашей работы ещё в том, что в настоящее время стало «модно» озеленять помещения и различные территории, но, следует отметить, что  создание «зелёных уголков»- сложный и длительный процесс, включающий различные мероприятия по выращиванию растений, уходу за ними. Для качественного и плодотворного ведения этих работ требуются и специальные условия (свет, тепло) , и финансирование.

   Успеха при озеленении школьных помещений комнатными растениями можно добиться, лишь учитывая специфику помещения, полезные свойства растений и подбирая  соответствующие виды растений.

 

Начало исследования

 

Ситуация выбора темы

     Комнатные растения – неотъемлемая часть интерьера практически всех помещений. Однако помимо украшения помещений, эти растения могут играть большую роль в оздоровлении детей и взрослых. 

     Комнатные растения в помещении нужны всем, поскольку они оказывают благотворное влияние на самочувствие и состояние здоровья.

     Работа «Комнатные растения и экология школьной среды» выбрана нами не случайно:  мы очень любим комнатные растения и интересуемся  вопросами влияния растений на здоровье людей. Учитывая то, что большую часть времени мы, наши сверстники, и другие ребята, проводят в школьных помещениях,  мы задумались о том, как с помощью  растений улучшить психологический климат и гигиенические условия в нашей школе.

    Эта тема интересна ещё и тем, что здесь может иметь место творческий подход, возможности её безграничны.

     Мы хотим помочь создать в нашей школе по возможности наиболее благоприятные, полезные, экологически чистые «зоны».

           

    Для реализации данного проекта была создана инициативная группа учащихся 8-9-х классов (Сирык Анна, Сиренко Елена, Русанов Сергей, Кадильников Вячеслав, Рафеенко Виктория, Кругликова Юлия, Васина Марина, Гвоздева Кристина, Прямова Алина), разработан  план действий, привлечены микрогруппы из других классов.

 

1 этап -    Группы получили задания:

 

1)  Изучение влияния комнатных растений на эмоциональное состояние человека

2) Изучение влияния комнатных растений на чистоту воздуха в помещении

3) Исследование кабинетов школы на предмет озеленения,  сбор информации о растениях в школьных кабинетах.

 

 

 

2 этап  -   Выполнение  работы

 

1 группа

– учащиеся 7 класса (Швыденко Ксения, Орловская Ксения, Кафлик Даниил и др.) 

 

  Мы изучали влияние комнатных растений на эмоциональное состояние человека. Из найденной  и проработанной информации по данному вопросу, пришли к заключению, что на протяжении всей истории человеческого общества, цветущие растения всегда украшали жизнь людей.   

    Комнатные растения - не просто деталь интерьера, украшающая наш дом, подобно ковру или картине. Они радуют наш глаз, напоминают о великолепии весны, впечатляют своими живыми и сочными красками.

    В настоящее время комнатное цветоводство – отрасль садоводства, занимающаяся выращиванием декоративных растений в горшках, для украшения помещений. В жизни современного человека комнатные растения имеют большое значение. Общеизвестно сильное эмоциональное и эстетическое воздействие умело подобранных и размещенных в помещении растений.

В своей работе мы поставили перед собой цель: изучить влияние процесса ухаживания за комнатными растениями на эмоциональное состояние человека.

 Для получения результатов своей работы нами использовался метод анкетирования.

Объектом исследования являлись учащиеся младшего, среднего, старшего звена и педагоги учительского коллектива  Кондратовской специализированной школы І-ІІІ ступеней с углублённым изучением информатики и программирования Константиновского района Донецкой области. В исследовании приняло участие 102 школьника и 20 учителей.  Сначала мы составили анкету, которая включает в себя 8 вопросов (Приложение 1). Исследование проводилось в перемены. Методом случайной выборки были выбраны по одному классу из параллели первых, третьих, шестых, и девятых классов. Анкетированием было охвачено примерно 1/2 учительского коллектива  школы. Результаты были обработаны статистически. (Приложение 2-5) 

Результаты ответов на первый вопрос "В Вашем доме есть комнатные растения?" показывают, что опрошенные в основном  выбирали ответ "Да",   "Да, много".
   Основную роль растений в доме мы можем увидеть в ответах на вопрос 4 "Для чего Вы разводите дома комнатные растения?" 50% опрошенных учителей на вопрос ответили  "создание уюта и спокойной обстановки" Большинство людей старается сделать свой дом уютным, чтобы в нём царила спокойная обстановка.. 31% учеников старших классов -  "создание коллекции комнатных растений" (все вместе– 8%). В основном это коллекции кактусов, но с возрастом это перестаёт увлекать. Всего 10% опрошенных учителей создают коллекции комнатных растений. Нам кажется это связанно с образом жизни. Научно доказано, что если вам разонравился тот или иной цветок, скорее всего ваша жизнь изменилась, и вы не нуждаетесь в его энергетике. Ответы на вопрос 2 "Кто занимается комнатными растениями в Вашем доме?"   показали, что 85% учителей ухаживают за растениями самостоятельно. Учащихся- 21 % (из них: среди опрошенных учеников младшей школы ухаживают за растениями сами - 11%. Причиной этого может являться их ведущая деятельность - учение и игра. Ответ "сам(а)" 40% учеников среднего звена можно связать с тем, что некоторые ребята компенсируют недостаток общения со сверстниками ухаживанием за комнатными растениями).   Анализ ответов 3 вопроса "Процесс ухаживания за комнатными растениями для Вас…" показал, что для большинства опрошенных учителей процесс ухаживания за комнатными растениями - занятие для удовольствия, для большинства учащихся – пока, обязанность. На втором месте находится ответ "снятие усталости и напряжения". Этот вариант ответа выбрали 30% учителей. Когда занимаешься уходом за цветами, действительно улучшается настроение, пропадает чувство усталости. Главная заслуга этого принадлежит цвету растений. Зелёный - это цвет благости и жизни, цвет возрождения, цвет успокоения.

В своих квартирах 60% опрошенных учащихся предпочитают видеть красивоцветущие растения, но 60% учителей отдают предпочтение лиственно-декоративным растениям.

 41 % старшеклассников выбирают экзотические растения. Растения в виде лиан не пользуются популярностью среди учеников и преподавателей школы. Им отдали предпочтение 21% учеников младших классов, 19% школьников среднего звена, 18% старшеклассников и 15% учителей. 

Анализируя ответы на вопрос 5 «Какие комнатные растения Вы хотели бы видеть в нашей школе?», следует отметить, что 64% учеников начальных классов хотят видеть в школе красивоцветущие растения, это обуславливается тем, что ребёнку в этом возрасте ближе домашняя обстановка, а не строгие служебные помещения. Переход из уютных детских садов в школу вызывает стресс, и максимальное приближение внутреннего оформление класса школы способствует снятию напряжения. 60% учителей, придерживаясь своих симпатий, выбрали лиственно-декоративные растения. 48% учащихся подросткового возраста хотят видеть в школе экзотические растения, в особенности пальмы. Больше желающих хотят видеть в школе растения в виде лиан. Скорее всего это связано с тем, что ученики хотят закрыть голые стены школы зелёной листвой вьющихся растений, что сделает школу более уютной, а школьную обстановку более спокойной. Тем более, что 80% опрошенных испытывают положительные эмоции, ухаживая за комнатными растениями. Положительные эмоции благоприятствуют хорошему настроению, способствуют мобилизации психической деятельности.

             В данной работе мы вывели следующую гипотезу: комнатные растения и процесс ухаживания за ними благотворно влияет на эмоциональное состояние человека. При этом мы предполагаем, что в большей степени осознанно к процессу ухаживания относятся люди более старшего возраста (старшеклассники и учителя). Ребята начальной школы, у которых ведущей деятельностью является учение и игра, и ученики подросткового возраста, ведущей деятельностью которых является общение, не занимаются комнатными растениями.

    

 

2 группа 

- учащиеся 9 класса (Сирык Анна, Сиренко Елена, Корзюкова Виктория, Кадильников Вячеслав, Русанов Сергей и др.)

 

  Мы изучали  влияние комнатных растений на чистоту воздуха в помещении.

Нами была проделана большая работа по изучению санитарно - гигиеничес-кой роли растений.

   Особые биогенные вещества, выделяемые растениями, повышают работо-способность, нормализуют сон, увеличивают адаптивные способности человека. Но самое главное - своей красотой и совершенством своих форм, колдовским ароматом и богатством цветовой гаммы растения дарят нам ни с чем несравнимую радость. "Зелёные друзья" вносят в нашу жизнь гармонию и умиротворённость, рядом с ними мы ощущаем прилив энергии, и в то же время отдыхаем.
              Выбирая растения многие из нас не задумываются над тем, какой эффект они произведут на наше состояние. Растения действуют на нас своим ароматом, цветом листьев и цветков, формой кроны.

 

  Изучение результатов исследований экологического микроклимата закрытых     помещений

       Одним из методов бактериологического исследования воздуха является метод оседания (Коха). Метод основан на оседании бактериальных частиц под влиянием силы тяжести на поверхности агара открытой чашки Петри. Чашки с   агаром экспонируются 15 минут. Затем чашки с "посевом воздуха" помещаются в термостат. В термостате чашки выдерживаются при температуре 370 С 24 часа. Затем достаются и экспонируются ещё 24 часа при комнатной температуре. Через 48 часов чашки осматриваются, подсчитывается количество колоний, и делается анализ результатов. Для подсчёта количества микроорганизмов используется формула Омелянского, согласно которой в течение 10 минут экспозиции на поверхность плотной питательной среды 100 см2  оседает столько микробов, сколько их находится в 10 л воздуха. Им были проведены расчёты,  они заносились в таблицу, пользуясь которой можно рассчитать общее количество микроорганизмов в 1м3  воздуха. В таблице   даны постоянные множители, на которые надо умножить полученное количество колоний в зависимости от диаметра и площади чашки, где производится посев.  Результаты исследований учёного показали, что количество комнатных растений напрямую влияет на количество микроорганизмов  в 1 см3 воздуха.( Чем больше растений в помещении, тем меньше бактерий .)

 

  Изучение фитонцидных свойств растений

 

   Также наша группа изучила фитонцидные свойства некоторых растений.

      Фитонциды – это вещества растительного происхождения, обладающие свойством убивать микроорганизмы, в т.ч. болезнетворные. Летучие фитонциды – это эфирные масла, выделяемые растением и защищающие его от грибков, простейших, бактерий.

     Фитонциды были открыты профессором Б.  П.  Токиным  в  1928  году.  Со времени  открытия  фитонцидов  накоплен  большой  фактический  мате-риал   об антимикробных и противовирусных веществах  высших  растений.  Доказано,  что фитонцидная активность присуща всему растительному миру.
    Выделение комнатными растениями  летучих  веществ  зависит  от  многих факторов:   от   систематической    принадлежности    растений,    возраста, физиологического  состояния,  экологобиологических  особенностей,  условий выращивания.
    У  большинства  исследованных   субтропических   растений   увеличение активности  летучих  фитонцидов  наблюдается  в   зимне-весений   период   и снижается в конце  вегетационного  период  осенью.  Фитонцидная  активность, например, у мирта обыкновенного, возрастает от первой волны роста (январь  – февраль) к весенним и  летним  месяцам.  В  период  бутонизации  и  цветения фитонцидная активность наивысшая, а к концу вегетации (ноябрь –  декабрь)  – наиболее  низкая.  У  луковичных  растений  из  семейства  амариллисовые   и лилейные  интенсивный  рост  и  бутонизация  в   комнатных   условиях   чаще приходятся на зимнее время,  поэтому  активность  летучих  выделений  у  них усиливается с конца декабря по первую половину января.
    В лечебных целях очень важно,  что  фитонцидная  активность  комнатных растений проявляется в  зимне-весенний  период,  т.к.  именно  в  это  время возрастает число острых респираторных заболеваний.
 Изменения фитонцидной активности  растений  обусловлены  особен-ностями биологии, сезонной ритмикой растений,  накоплением  определённых  веществ  и изменением их состава.  

    Действие фитонцидов многогранно, важное значение они имеют в улучшении санитарно-гигиенического состояния среды, окружающей человека. Воздух в закрытых помещениях насыщен микроорганизмами, в том числе и болезнетворными. Для оздоровления воздушной среды применяют комнатные растения, многие из которых обладают фитонцидной активностью. В настоящее время учеными изучены фитонцидные свойства  многих видов комнатных растений, выявлено, что наиболее фитонцидно-активными являются следующие растения: герань, циперус, бегония, туя, алоэ, аспарагус и другие.

     Опытным путем установлено, что, например, бегония и герань снижают содержание микроорганизмов в окружающем воздухе на 43%, циперус на 59%, аспарагус на 38%. Кроме этого, можно отметить, что при воздействии акалифы Уилкса и антуриума величественного на стафилококк было уничтожено 54 и 70% колоний.

     В связи с этим, в настоящее время большое внимание уделяется фитодизайну. Большую роль в создании фитодизайна играют комнатные растения но, не смотря на то, что комнатные растения оказывают положительное влияние на улучшение микроклимата помещений и самочувствие человека, в специальной литературе по комнатному цветоводству нет конкретных данных о фитонцидных свойствах комнатных растений. Сведения о них ограничены описанием морфологических особенностей и указаниями по уходу.

 

Определение фитонцидной активности растений

 

    Для изучения фитонцидной активности мы выбрали  известные в комнатной культуре растения:   алоэ древовидное, бриофиллум Дегремона  

(каланхоэ), фиалку узамбарскую.

      

Алоэ Древовидное.

    Семейство Асфоледовых. Родина - Южная Африка. Растение имеет ветвистый прямостоячий стебель, нижняя часть которого покрыта выступающими рубцами от следов опавших листьев. Листья сидячие, влагалищные, очень толстые и сочные, снизу выпуклые, сверху вогнутые. Края листа с мягкими зубцами и полукруглыми выемками между ними. Цвет листьев серо - зеленый, так как они покрыты восковым налетом, предохраняющим от излишнего испарения. В комнатах цветет очень редко, чем объясняется его народное название « столетник ». На родине и в условиях оранжерей взрослые экземпляры цветут ежегодно. Легко размножается верхушечными черенками, взятыми с боковых побегов, или отпрысками, которые образуются у основания главного стебля материнского растения.

Бриофиллум Дегремона

     Семейсво Толстянковых Род БриофиллумВид Бриофиллум Дегремона Родина -Мадагаскар.Растет на песчаных почвах. Многолетнее травянистое растение с сочными стеблями и мясистыми сочными листьями. Стебель прямостоячий, обычно не ветвистый, зеленый, с коричневатым оттенком. Листья супротивные, темно - зеленые, блестящие, удлиненно -треугольной формы с пильчатыми краями. Нижняя сторона листьев матово -зеленая, испещрена бурыми штрихами. Растение живородящее: на вполне сформированных листьях в выемках между зубцами образуются выводковые почки, из которых развиваются детки - крохотные растения, имеющие 2-3 пары листьев и несколько тонких корней. Цветет зимой крупными колокольчатыми розово - фиолетовыми цветками.

Сенпо́лия                                                                                                                                  Семейство Геснериевые . Одно из самых распространённых комнатных растений; известна в цветоводстве также под названием узамба́рская фиа́лка.В естественных условиях произрастает в горных регионах Восточной Африки. Представители рода низкорослые вечнозелёные многолетние травянистые растения. Стебли укороченные, с прикорневой розеткой листьев.Листья довольно мясистые, покрыты ворсинками, округлые, обычно со слегка неравнобоким сердцевидным основанием, с округлой или короткозаострённой верхушкой. Могут быть как однородной зелёной окраски, так и пятнистыми. Цветки — с пятью лепестками, собраны в кисти.

    Изучив биологию выбранных комнатных растений, мы решили изучить их фитонцидное действие на микрофлору воздуха. С этой целью был поставлен эксперимент. (Опыт проводила Сирык Анна)

Определения фитонцидной активности экстрактов – по Б.П. Токину

Лабораторией профессора Б.П. Токина было обнаружено более 500 видов растений, обладающих фитонцидными свойствами. На основании многочисленных исследований было установлено время гибели простейших после бесконтактного воздействия фитонцидных растений

ОПЫТ № 1 (по Б.П. Токину)

1. В керамической ступке я растёрла листья исследуемого растения-алоэ, действие фитонцидов которого необходимо проверить.

2. Отжимаю через марлю несколько капель сока исследуемого растения.
3. В небольшой стакан (50–100 мл) помещаю комочек лесной почвы, добавляю немного воды, перемешиваем, даём осесть твердым почвенным частицам. Берём пипеткой каплю воды из стакана, наносим ее на предметное стекло и накрываем покровным стеклом. Просматриваю препарат сначала под малым, а затем под большим увеличением. Можно увидеть разнообразные виды почвенных простейших организмов и их активное движение в капле воды.

4. Зарисовываю различные виды почвенных простейших, обнаруженных в препарате.

 

Типы простейших под микроскопом

Типы простейших под микроскопом

5. Добавляю под покровное стекло каплю приготовленного сока из листьев алоэ.
6. Наблюдаю за движением простейших в течение нескольких минут.  

Опыт повторяю с растениями: каланхоэ,   фиалкой.

Результат наблюдений: Видимые под микроскопом простейшие погибают. Но время для разных растений различное. Вывод: экстракты растений, обладающих фитонцидными свойствами, в несколько раз быстрее губят микроорганизмы по сравнению с экстрактами нефитонцидных растений.

            Опыт показал, что наиболее губительным для простейших является экстракт сока каланхоэ и алоэ. В озеленении  школы необходимо исполь-зовать фитонцидные растения. 

           

      

 

3 группа

– учащиеся 8 класса ( Швыденко Ксения, Орловская Ксения, Яковенко Варвара, Кафлик Даниил, Пикалов Сергей и др)        

    Мы проводили исследование кабинетов школы на предмет озеленения,   сбор информации о растениях в школьных кабинетах.

     В школах лучше всего выращивать простые нетребовательные растения (традесканция, бальзамин, хлорофитум), легко и обильно цветущие, уход за которыми доступен детям. Полностью исключаются растения, вызывающие раздражения кожи и слизистых оболочек или имеющие яркие плоды. Это примула, молочаи с ядовитым соком, олеандр, растения с яркими плодами – солянум (паслен), однолетний перец, аглаонема. Осторожность надо соблюдать при уходе за диффенбахией, особенно при ее размножении, когда на свежем срезе выступают капельки ядовитого сока. 

      Для школ в озеленении можно применять легко размножающиеся растения, такие как сансевьера, колеус, хлорофитум. Для озеленения школьных вестибюлей применяют наиболее выносливые декоративные растения, чаще крупные кадочные. Для теплых помещений – это монстера, пальмы, фикус, сансевьера, аспидистра. Для прохладных – папоротник нефролепис, хвойные растения (кипарис), китайская роза,   алоэ, циссус.

            Мы с одноклассниками провели учет комнатных растений всех школьных кабинетов и определили пять самых популярных комнатных растений нашей школы:

- 1 место – хлорофитум хохлатый;

- 2 место – папоротник нефролепис;

- 3 место – различные бегонии;

- 4 место – сингониум;

-  5 место – гибискус китайский.

Также распространенными растениями являются монстера привлекательная, сансевьера (щучий хвост), аспидистра.                                                                                                                     

           Таким образом, выводы по работе группы  следующие:                                                      - в озеленении помещений используют растения, относящиеся к пяти группам: лиственные, красивоцветущие, ампельные, лианы, луковичные;                                                                                 - наиболее популярными растениями нашей школы являются хлорофитум, нефролепис(папоротник), бегонии, гибискус, сингониум, традесканция;                                                                                                                        -в школах лучше всего выращивать простые нетребовательные растения, легко и обильно цветущие, уход за которыми доступен детям.  

 

 

3 этап

 

Проведение конференции « Влияние комнатных растений на экологию школьной среды» с целью подведения итогов работы.

    6 декабря 2013 г мы провели конференцию, где каждая исследовательская группа раскрыла тему своей работы и подвела итоги.   

 

    1 группа, изучив влияние комнатных растений на эмоциональное состояние человека, провела выборочное анкетирование ( анкета –Приложение 1), обработав результаты составили диаграммы и проанализировали их ( Приложение 2-5)

    2 группа изучила  влияние комнатных растений на чистоту воздуха в помещении. Проделав большая работа по изучению санитарно- гигиеничес-кой роли растений, сделали вывод, что фитонцидная активность присуща всему растительному миру, но наилучшими свойствами в этом плане обладают такие растения. как: герань, циперус, бегония, туя, алоэ, бриофиллум, аспарагус, цитрусовые. Поэтому, в школьных кабинетах и, вообще, в любом помещении мы рекомендуем разводить как можно больше именно таких растений.

  3 группа, проведя исследование кабинетов школы на предмет озеленения,    

пришла к выводу, что: 1) в озеленении помещений нашей школы используют растения, относящиеся к пяти группам: лиственные, красивоцветущие, ампельные, лианы, луковичные; 2) наиболее популярными растениями нашей школы являются хлорофитум, нефролепис(папоротник), бегонии, гибискус, сингониум,традесканция; 3) рекомендуем в школах   выращивать не просто нетребовательные растения, легко и обильно цветущие, уход за которыми доступен детям, а попробовать составить фитомодуль -   набор определенных растений, способных поддерживать  здоровый микроклимат  закрытого помещения.  

 

  

 

 

Решение конференции:

 

- на основе полученной информации создать два фитомодуля и проанализировать их эффективность.

 

 

4 этап

 Применение полученных знаний на практике:

- составление фитомодулей;

- озеленение школы;

- проведение фотосессии;

- выступление на педсовете;

- выступление на родительском собрании с целью пропаганды полученной  

  информации и привлечения к совместным проектам;

- выступление в СМИ.

 

 

 

 

Применение полученных знаний на практике-составление фитомодулей;

 

Фитомодуль 

            Фитомодуль - это набор определенных растений, способных поддер-живать  здоровый микроклимат  закрытого помещения. Все комнатные расте-ния по-своему полезны, однако некоторые,   все же полезнее других.

Главное - знать, как растения "работают" на человека. В конце 1970-1980-х гг.возникло направление, получившее название фитодизайна. Его основатель А.М. Гродзинский, дал ему такое определение: «Фитодизайн- это использование растений для улучшения среды обитания в искусственных системах». Научный подход к подбору растений для озеленения помещений должен заключаться в исследовании микрофлоры в помещении и подборе ассортимента растений в соответствии с его результатами.

           

Какие растения должны использоваться для фитомодулей школ?

Учеными-специалистами разработаны, обоснованы и апробированы специальные композиции растений – фитомодули для школ.

 

Фитомодули для школы

Композиция 1

Композиция 2

Композиция 3

Композиция 4

Хлорофитум – 1 шт.

Базилик   – 1шт.

Мята – 2 шт.

Мелисса – 1 шт.

Герань душистая – 1 шт.

Пилея – 1 шт.

Пеларгония – 1 шт.

Каланхоэ – 1 шт.

Гипоэстер – 3 шт.

Базилик   – 2 шт.

Спатифиллум – 1 шт.

Базилик   – 2 шт.

Мята   – 2 шт.

Спатифиллум – 1 шт.

Ректантера – 1 шт.

Пеларгония – 1 шт.

Мелисса – 1 шт.

Мята   – 2 шт.

           

 Источники загрязнения воздуха закрытых помещений и возможности биологической очистки.

Загрязняющее вещество

Биологические очистители

Оксид углерода

Болезнетворные бактерии

 

 

Пыль                                                             

Все растения

Диффенбахия пестрая, гибискус, фикус карликовый, каланхое, цитрусовые

Все растения, особенно опушенные

 

            Состав фитомодуля может быть различным. Он может быть подобран в соответствии с рекомендациями, может быть дополнен другими растениями полезного спектра действия. Подобрать растения, улучшающие микроклимат помещений, можно и без предварительного микробиологического анализа. Для стандартных помещений характерны низкая влажность и высокое содержание микроорганизмов в воздухе. В подобных помещениях важно увеличить влажность воздуха. Для этого пригодны растения рода Циперус (Cyperus). Хорошо увлажняет воздух китайская роза, или Гибискус и Спатифиллюм Уэллиса. Для загазованных помещений, лучшее растение – неприхотливый  Хлорофитум хохлатый. Это быстрорастущее растение, образующее на длинных побегах многочисленные «детки». Оно уникально по способности очищать воздух от химических  загрязнений, которая у него выше, чем у воздухоочистителей. Для помещений, где в отделке интерьера применены многочисленные синтетические материалы, выделяющие в воздух химические вещества, подходят фикусы.

            А теперь  мы подробнее остановимся на некоторых комнатных растениях, пригодных для выращивания в школьных, городских помещениях в декоративных и оздоравливающих целях.

            Самый дефицитный газ в  школьных "джунглях" - кислород. Его недостаток резко снижает работоспособность, может даже возникнуть гипоксия - плохое кровоснабжение мозга. Оно ведет к быстрой утомляемости. Для поглощения углекислого газа и выделения кислорода особенно хороша сансевиерия, она же "щучий хвост", а также неприхотливый, выносливый хлорофитум  Особенно продуктивно они "работают" в дневное время. Прекрасно озонирует воздух всем известное кофейное дерево. С токсинами неплохо справляются плющ, различные виды фикусов, драцена, филодендрон и обычный алоэ. Кстати, алоэ еще и лекарственное растение с большим спектром действия.

            Нужны в классе и растения, способные "забирать" пыль: и крупную, что скопилась на шторах и подоконниках, и микроскопическую. Она, кстати, самая вредная. Значит советуем завести  декоративные ель и сосну. А кипарис и можжевельник - это растения-шумопоглотители: ценнейшие в условиях большого города "спутники жизни".  

            Наши "зеленые друзья" не только защищают человека от агрессии мегаполиса. Ученые обнаружили, что они выделяют более 300 летучих веществ, которые оказывают благотворное воздействие на человеческий организм. Большинство растений обладают фитонцидными свойствами, то есть, способны убивать бактерии и задерживать рост микроорганизмов. К цветам, обладающим сильным фитонцидным действием, относятся хлорофитум, алоэ, бриофиллум, аспарагус. Хлорофитум из них - самый-самый. В ходе экспериментов ученые установили: если хлорофитума в квартире достаточно, то в течение 24 часов погибает 80% всяческой гадости. Именно поэтому ботаники рекомендуют ставить хлорофитум на кухне. Лучше не ограничиваться одним цветком, так как растение маленькое. Идеальный вариант - 4-6 горшков, в зависимости от размеров помещения.
Есть также группа растений, убивающих вирусы, - мирт, эвкалипты шариковый и прутовидный, глобулус. Кстати, полтора квадратных метра листьев мирта убивают половину патогенов на площади до 100 куб. метров. А розмарин эффективно лечит бронхи.  Некоторые цветы помогают успокоиться, снять возбуждение, улучшают сон. К ним относятся розмарин,   мелисса, пеларгония (проще говоря, герань). Естественным регулятором состояния воздушной среды являются комнатные растения. Запах терпенов (летучих веществ) положительно влияет на регуляторно-координационную деятельность коры головного мозга, органы дыхания. Фитонциды обладают широким спектром антимикробной активности, противогрибковыми и другими свойствами. Комнатные растения оказывают благоприятное воздействие и на эмоциональное состояние учащихся.

            Все это и есть фитомодули. Относительно дешевая, экологически чистая, эстетически привлекательная, а главное, чрезвычайно полезная для нашего нездорового существования штука.  

           

Результат

       Нами были составлены фитомодули кабинетов  203, 207 нашей школы, а также  начали составление фитокомпозиций в комнатах своего дома.  При этом мы получили огромное удовольствие от посадки, приобретения цветов,  общения с ними.                                                                                

       Нами был составлен фитомодуль кабинета 203 нашей школы. Используя данные рекомендации ВИЛАР мы подобрали его следующим образом: в композиции у нас получилось   хлорофитум- 12 шт., т.к. он был в этом кабинете ранее, гибискус- 2 больших,

сансевиерия -4 шт., алоэ- 2 шт.,  спатифиллум- 2 шт., традесканция – 2 шт., фиалки – 2 шт.,  посажены мята – 2 шт., мелисса – 1 шт., каланхоэ- 1 шт., герань- 1 шт.                                                                                                  

       В кабинете № 207  на основе растений уже живших там, таких как хлорофитум, гибискус, плющ, бегония, папоротники, фикус, сансевиерия,  были нами приобретены, посажены бриофиллум- 2 шт., ректантера(золотой ус)- 1 шт., базилик – 1 шт., мята – 2 шт., герань- 1 шт., алоэ-1 шт.

   При этом мы получили огромное удовольствие от посадки, приобретения цветов,общения с ними.  Таким образом, с помощью комнатных растений мы постарались восполнить недостаток общения с природой, который неизбежно возникает среди однообразных стандартных домов, раздражающего шума машин, негаснущего часами экрана компьютера или телевизора. То, что мы испытываем на уровне ощущений, ученые стали определять термином «видеоэкология». Отгородившись от природы высотными  зданиями городов, бетонными плитами мы живем в чуждой человеку среде неорганических соединений. Дышим смогом и выхлопными газами, носим синтетику, пьем отфильтрованную воду и лекарства. В этом окружении горожан одной из немногих возможностей прикоснуться к живому органическому миру природы остаются зеленые комнатные растения.

 

Анализ эффективности фитомодуля

    Для оценки эффективности фитомодуля в школе нами была

разработана анкета.

   Анкетирование определяет влияние фитомодулей на формирование эмоционального состояния учащихся   и социального эффекта. Опрос проводился в экспериментальной группе, т.е. среди учащихся классных комнат, в которой создан фитомодуль. Количество опрошенных 46 человек.

 

Вопрос

Варианты ответа

Результат

1. Как вы думаете, для чего создан зеленый уголок?

  1. Для красоты
  2. Для уюта и спокойной обстановки
  3. Для оздоровления воздушной среды

   

2. Каких растений должно быть больше в кабинете?

  1. Лекарственных( с полезными свойствами)
  2. Красивоцветущих
  3. Экзотических

   

3. Какие ощущения вносят комнатные растения   в вашу жизнь...

  1. Радость
  2. Спокойствие и умиротворенность
  3. Прилив сил
  4. Ощущение свежести

   

4. Чем воздействуют на вас растения?

  1. Ароматом
  2. Цветом листьев и цветков
  3. Своим внешним видом

   

5. С чем для вас связано ухаживание за растениями?

  1. Удовольствием
  2. Снятием усталости и напряжения
  3. Я с ними общаюсь
  4. Простой необходимостью

   

6. Уход за комнатными растениями способствует развитию...

  1. Ответственности
  2. Заботы
  3. Любознательности
  4. Трудолюбия
  5. Наблюдательности

   

7. С появлением растений...

  1. Стало красиво и уютно 
  2. Мы стали меньше уставать
  3. Мы стали меньше болеть   

   

8. В каких видах работы вы хотите себя попробовать?

  1. Изготовление табличек для растений
  2. Написание докладов
  3. Уход за растениями

   

         

    Влияние фитомодулей на здоровье проявляется в:

-  в снижении респираторной заболеваемости;

- нормализации процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий, что особенно важно в период бурного развития человека;

- повышении работоспособности и выносливости к физическим и умственным нагрузкам, снижению утомляемости;

- положительном влиянии эстетического аспекта фитомодулей. Зеленые растения в условиях замкнутого пространства создают профилактический эффект, развивают чувство прекрасного, способствуют гармонизации личности, снятию напряжения;

- развитии таких качеств, как ответственность, заботливость, самостоятельность, трудолюбие, дисциплинированность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работая над проектом, мы научились:

 

- общаться друг с другом;

- общаться с незнакомыми людьми;

- анкетированию;

- пересадке и перевалке растений;

- первичным элементам фитодизайна

 

 

Мы узнали:

 

  - какую огромную роль играет экология окружающей среды на человека;

  - какую помощь могут оказывать комнатные растения людям;

  - часто большое начинается с малого;

  - «чем больше узнаешь, тем сильнее станешь» (М.Горький).

 

Мы поняли:

 

   - только от нас зависит, в каком мире мы живем;

   - будущее зависит только от нас;

   - если человек привыкнет бережно относиться к окружающей его природе,  

     то добрее будет обращаться и с людьми, живущими рядом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

           

      Растения в помещении не только украшают его и защищают от агрессии большого города, но и как показали исследования, выделяют более 300 летучих веществ, которые оказывают благотворное влияние на человеческий организм. Доказано, что комнатные растения обладают рядом полезных свойств: они улучшают состав воздуха, так как выделяют кислород; улавливают пыль, газы, дым; многие виды выделяют вещества (фитонциды), которые убивают микробы, а ароматы растений снимают у людей стрессовые перегрузки.  

      Тему, выбранную нами для работы, мы считаем актуальной в наше время, как никогда. Задачи, направления работы, которые  поставили перед собой  вначале планирования  работы, нами  выполнены.  Был проведен опрос учащихся, на основе которого составлены диаграммы и таблицы, изучены виды исследований микроклимата школьных помещений.   На данном этапе работы  нам помогали  одноклассники, учащиеся, учителя школы, руководители проекта.  Исследованы фитонцидные свойства растений и их влияние на элементы загрязнения помещений.  Реализуя проект, мы узнали много нового о роли комнатных растений в жизнедеятельности человека, начали работу по составлению у себя дома уголков фитодизайна, создали фитомодули классных комнат 203, 207, с учётом полезных свойств  растений. 

     Наметили дальнейшую работу:    

- озеленение школы;

- проведение фотосессии;

- выступление на педсовете;

- выступление на родительском собрании с целью пропаганды полученной  

  информации и привлечения к совместным проектам;

- выступление в СМИ.

      В ходе проекта мы пришли к выводу, что необходимо не только проводить исследования по данному вопросу, но и использовать его в практическом значении – выращивать растения с полезными свойствами, создавать на их основе фитомодули   в кабинетах нашей школы и рекреациях,   которые смогли бы улучшить микроклимат в школе. Такова наша перспектива на ближайшее время. В дальнейшую работу по этой проблеме мы планируем вовлечь родителей учащихся с целью оказания помощи в приобретении различных растений.( кипарис, сосна, ель,  лимон  и др.)             

            Трудно представить, как смог бы жить человек без комнатных растений, особенно дождливой осенью, зимой, когда деревья лишены листьев, земля скована морозом. В это время, когда природа спит крепким сном, человек особенно тянется к зелени, цветам.
На протяжении всей истории человеческого общества цветущее растение – этот хрупкий  и быстротечный  облик живой природы – всегда украшал жизнь людей. Ни мебель, ни картины так не украшают  помещение, как декоративные комнатные растения. Они радуют наш глаз, напоминают о великолепии весны, тепла  дыхания лета и блистательности золотой осени, впечатляют своими живыми и сочными красками. Что может быть прекраснее?  А  прекрасное и хорошее настроение, как нам известно, всегда рядом, и здоровье неотделимо от прекрасного.     (Цицерон Марк Туллий «Изящество и красота не могут быть отделены от здоровья» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Брукс Ф. и другие. Новая детская энциклопедия/ Пер. с англ. С В. Морозова и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.

 

  1. Ван дер Неер. Все о ста самых популярных комнатных растений. – Спб.: ОО «СЗКЭО», 2007.

 

  1. Князева Т.П., Князева Д.В. Комнатные растения от А до Я. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

 

  1. Лучник А.Н. Энциклопедия декоративных растений умеренной зоны. – М.: Институт технологических исследований, 1997.

 

  1. Новиков В.С., Губанов И. А. школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение,1991.

 

  1. Журнал-энциклопедия: Комнатные и садовые растения. - Спб.: Премьера, 2004.

 

  1.  Паулисен А. Цветы в доме/Пер. И.Н. Гиляровой. – М.: Эксмо, 2007.

 

  1.  Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. - М.: Айрис-пресс,2003.

 

  1.  Филиппова И.А. Комнатные растения – лекари от природы. – Спб.: ИД «ВЕСЬ», 2002.

 

  1. Я познаю мир: Растения: Детская энциклопедия/Автор- состав. Л.А. Багрова. – М.:ООО «Издав-то АСТ», 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  1

 

Анкетирование   «Комнатные растения в моей жизни»

 

1.  В Вашем доме есть комнатные растения?

-нет

- да

- да, много

- есть, но мало

2. Кто занимается комнатными растениями в Вашем доме?

- я сам(а)

- другие члены семьи (кто именно)

3. Процесс ухаживания за комнатными растениями для Вас…

- обязанность

-  удовольствие

- снятие усталости и напряжения

4. Для чего Вы разводите дома комнатные растения?

- для создания уюта, спокойной обстановки

- для создания коллекции

- для хорошего настроения

- для красоты

- для улучшения самочувствия

5.  Какие комнатные растения Вы хотели бы видеть в нашей школе?

- красиво-цветущие

- лиственно-декоративные

- экзотические

6. Как Вы считаете,влияют  ли растения на Вашу жизнь, здоровье?

- да

- да, очень

- нет

- немного

7. Считаете ли Вы необходимостью разводить в помещениях комнатные растения?

- да, конечно

- нет

- не обязательно

8. Какие из комнатных растений вы бы посадили или купили в свой класс (дом), если бы была возможность?

( ответить самим- название )

 

 

 

Просмотров: 1337 | Добавил: wolkan | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Новое на сайте
[20.10.2017]
8 клас. Мистецтво (за Л.Масол). Уроки 13-14. Ідеали й образи Ренесансу (Ppt-презентація до уроку) (0)
[19.10.2017]
ПЛАН РОБОТИ на 30 жовтня – 03 листопада 2017 р (0)
[19.10.2017]
9 кл. Мистецтво (за Л.Масол). Уроки 13-14. Повернення до ідеалів краси минулого (Ppt-презентація СКАЧАТИ)) (0)
[18.10.2017]
9 кл. Мистецтво (за Л.Масол). Уроки 13-14. Повернення до ідеалів краси минулого (мультимедійний підручник) (0)
[16.10.2017]
Тести с з мистецтва для 8-9 кл від LearningApps.org (0)
[16.10.2017]
Тести з музичного мистецтва від LearningApps.org (0)
[16.10.2017]
Конспекти уроків мистецтва. 9 клас (за підручником Л.Масол) 7-8 уроки (0)
[12.10.2017]
Про заходи з відзначення в Кіндратівській СШ у 2017 Дня захисника України (0)
[12.10.2017]
Зустріч старшокласників з працівником Костянтинівського військкомату майором М.Ю.Захарченком (0)
[12.10.2017]
Сторінками історії села Кіндратівка (відео) (0)
[12.10.2017]
План роботи Кіндратівської СШ І-ІІІ ступенів на осінні канікули з 17.10 по 29.10.2017 року (0)
[12.10.2017]
Про чергування співробітників в період святкування Дня захисника України (0)
[12.10.2017]
Звіт про роботу із зверненнями громадян у Кіндратівській спеціалізованій школі (0)
[11.10.2017]
Можливість стати студентом МАУП ще цього року тим, кто не склав ЗНО (0)
[11.10.2017]
8 клас. Мистецтво (за Л.Масол). Уроки 11-12. Готика. Ppt-презентація з відеофайлами (0)
[10.10.2017]
Як скачувати презентації з мистецтва для 8-9 класів, розміщені на сайті (0)
[08.10.2017]
Конспекти уроків мистецтва. 9 клас (за підручником Л.Масол) (0)
[07.10.2017]
Застосування контрактної форми трудового договору для вчителів опорних закладів: профспілка роз’яснює (0)
[06.10.2017]
ПЛАН РОБОТИ на 09 - 13 жовтня 2017 р (0)
[06.10.2017]
6-й навчальний тиждень з 09 по 13 жовтня 2017 року. Переглядаємо й виконуємо завдання до уроку №6 (0)
[05.10.2017]
9 клас. Мистецтво. Уроки 11-12 У пошуках художньої експресії. (Ppt-презентація до уроку за підр.Л.Масол) (0)
[03.10.2017]
Про проведення виступів військовослужбовців у навчальних закладах Костянтинівського району (0)
[03.10.2017]
9 клас. Мистецтво. Уроки 11-12. У пошуках художньої експресії (Мультимедійний підручник за Л.Масол) (0)
[29.09.2017]
ПЛАН РОБОТИ на 02-06 жовтня 2017 року (0)
[28.09.2017]
Про проведення заходів з військово-патріотичного виховання на 4-тому навчальному тижні 2017/2018 навчального року (0)
[28.09.2017]
5-й навчальний тиждень з 02 по 06 жовтня 2017 року. Переглядаємо й виконуємо завдання до уроку №5 (0)
[27.09.2017]
8 клас. Мистецтво. Уроки 9-10. Романська архітектура. Лицарство. (Ppt-презентація з відео за підручником Л.Масол) (0)
[27.09.2017]
9 клас. Мистецтво (за Л.Масол). Уроки 9-10. Лабіринтами художньої абстракції (Ppt-презентація до уроку) (0)
[27.09.2017]
Про проведення днів без автомобілів (0)
[25.09.2017]
9 клас. Мистецтво (за Л.Масол). Уроки 9-10. Лабіринтами художньої абстракції (Мультимедійний підручник) (0)
[22.09.2017]
ПЛАН ВИХОВНОЇ РОБОТИ на 25-29 вересня 2017р (0)
[22.09.2017]
4-й навчальний тиждень з 25 по 29 вересня 2017 року. Переглядаємо й виконуємо завдання до уроку №4 (0)
[21.09.2017]
заходи, присвячені Дню партизанської славиНапередодні 22 вересня 2017 року, в школі відбулися заходи, присвячені Дню партизанської слави. (0)
[21.09.2017]
заходи з нагоди відзначення Міжнародного Дня миру (0)
[21.09.2017]
Мій шкільний двір – оазис (0)
[20.09.2017]
8 клас. Мистецтво (за Л.Масол) Ppt-презентація (з відео) Урок 7-8.Мистецькі перлини Візантії та Київської держави (0)
[20.09.2017]
питання для конкурсу "Відун" військово-патріотичної гри "Сокіл" Джура (0)
[19.09.2017]
9 клас. Мистецтво. Уроки 7-8. Авангард Мультимедійна Ppt-презентція за підручником Л.Масол (з відео) (0)
[19.09.2017]
9 клас. Мистецтво. Уроки 7-8. Авангард: кубізм, футуризм, кубофутуризм (за Л.Масол) мультимедійний підручник (0)
[19.09.2017]
План заходів до Міжнародного Дня людини похилого віку в закладах освіти Костянтинівського району у 2017 році (0)
Наші партнери
 




Сайт учителя музичного мистецтва Толоконнікової Жанни Василівни


Сайт учителя музичного мистецтва Юанова Станіслава Маграіловича


Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Облако тегов
Профсоюз

Санаторно-курортное лечение


ПЕНСІЙНИЙ КАЛЬКУЛЯТОР (розрахувати свою майбутню пенсію можна ТУТ)

Печать страницы
Нашему сайту
Copyright MyCorp © 2017Сайт создан в системе uCoz