МИСТЕЦТВО В ШКОЛІ
Сайт перевернутого мобільного дистанційного навчання
Навчайтесь на нашому сайті!



 
Среда, 13.12.2017, 05:34
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Який формат мультимедійного уроку вам більш зручніше використовувати в роботі?
Всего ответов: 75
Видео
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
РЕКЛАМА
Block content
Самое популярное
[29.09.2009]
ПРОГРАММА ПРЕЗИДЕНТА ШКОЛЫ (0)
[26.09.2009]
МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА (конспект урока-лекции по художественной культуре в 9 классе) (0)
[22.06.2014]
Календарь учителя на 2014-2015 учебный год (3)
[13.09.2009]
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧНЕ ПЛАНУВАННЯ УРОКІВ МУЗИЧНОГО МИСТЕЦТВА (11)
[01.12.2009]
Сценарий "ДЕНЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ" (7)
[10.02.2014]
МОЛОДЕЖЬ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Сценарий выступления агитбригады (0)
[28.05.2013]
Сценарий открытия пришкольного лагеря (с игровой программой) (0)
[23.08.2011]
Календарно-тематичне планування уроків музичного мистецтва в 1-8 класах (10)
[08.06.2017]
Матеріали для проведення Першого уроку у 2017/2018 навчальному році (0)
[19.06.2016]
Навчальні плани на 2016-2017 рік (для всіх класів і всіх типів шкіл) (0)
[01.09.2012]
Стихи ко Дню освобождения Донбасса (1)
[28.11.2012]
Сценарий к Международному Дню инвалидов (0)
[01.12.2012]
Сценарий ко Дню святого Николая (0)
[22.08.2011]
План виховної роботи школи на 2011-2012 навчальний рік (2)
[06.09.2009]
ОСЕННИЙ БАЛ и ОСЕННИЙ УТРЕННИК (сценарии) (0)
[19.06.2013]
Сценарий закрытия летнего пришкольного лагеря (игровая программа) (0)
[17.08.2013]
календарно-тематичне планування уроків музичного мистецтва в 1-2 класах за новою програмою 2013-2014 н.р (0)
[31.08.2017]
Мистецтво. 9 кл (Л.Масол) Уроки 1-2. Школи і лідери модерну (4)
[17.02.2014]
Сценарий конкурсной программы на 8 Марта "Мисс весна" для старшеклассников (0)
[12.08.2014]
Річний план роботи педагога-організатора на 2014-2015 н.р. (0)
[14.07.2016]
План виховної роботи школи на 2016-2017 н.р. (0)
[29.06.2015]
Готуємо навчальні плани на 2015-2016 н.р. (0)
[08.09.2014]
Календарно-тематичне планування з предмета «Захист Вітчизни» 10-11 класи (1,5 години) (0)
[07.08.2011]
Конспект Першого уроку " Україна-наш спільний дім" (0)
[25.07.2013]
План виховної роботи школи на 2013-2014 навчальний рік (0)
[20.08.2011]
Конспект первого урока "«Украина - наш общий дом» " (на русском языке) (8)
[13.09.2009]
ПРИВЕТСТВИЕ УЧАЩИХСЯ на ЮБИЛЕЕ РАЙОНА (сценарий) (0)
[09.04.2010]
Сценарий выступления агитбригады отряда"НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ",посвященного 65-й годовщине Победы (0)
[16.08.2011]
Конспект першого уроку «Україна - наш спільний дім» (Другий варіант) (0)
[27.02.2013]
Сценарий праздничного концерта для учителей школы, посвященного 8 Марта (0)
Главная » 2014 » Февраль » 21 » XIII ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС «СБЕРЕЖЕМ ПЕРВОЦВЕТЫ - 2014» Положение
12:39
XIII ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС «СБЕРЕЖЕМ ПЕРВОЦВЕТЫ - 2014» Положение

Положение согласовано с департаментом образования ОДА и

Донецким городским управлением образования

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДОНЕЦЬКА ОБЛАСНА ЕКОЛОГIЧНА ВАРТА»

ДОНЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВСЕУКРАИНСКОГО ДЕТСКОГО СОЮЗА «ЕКОЛОГIЧНА ВАРТА»

при поддержке и содействии

Департамента образования и науки Донецкой областной госадминистрации

Управления образования Донецкого городского совета

Управления экологической безопасности Донецкого городского совета

Донецкого ботанического сада НАН Украины

Донецкого областного эколого-натуралистического центра

Донецкой областной и городской организаций Всеукраинской экологической лиги

предлагают для общеобразовательных учебных заведений области

в рамках традиционно проводимой Всеукраинской акции «Первоцвет»

XIII ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС

«СБЕРЕЖЕМ ПЕРВОЦВЕТЫ - 2014»

Цель конкурса: формирование у учащихся и населения экологического мировоззрения, активной жизненной позиции; пропаганда бережного отношения к природе; эстетическое воспитание молодежи; вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу; привлечение местных органов власти к сохранению раннецветущих растений; пропаганда среди населения знаний о раннецветущих растениях и их варварском уничтожении; развитие у подрастающего поколения творческих способностей и познавательной деятельности.

Номинации: 1. Лучший руководитель акции. 2. Активные участники акции. 3. Исследовательская работа. 4. Плакат. 5. Листовка. 6.Первоцвет своими руками.

ЭТАПЫ АКЦИИ

I ЭТАП акции проводится в феврале-марте на местах, в учебных заведениях, микрорайонах школ, с местными органами власти. Проводится пропагандистская работа на рынках, в микрорайонах, в школах: анкетирование, беседы, выступления агитбригад, конкурсы плакатов, листовок, поделок, рейды на рынки, охрана раннецветущих растений в местах их произрастания, работа со СМИ. Готовится отчет-заявка (требования новые, см. ниже).

II ЭТАП акции: отбор лучших работ в районах, городах на областной конкурс проводится руководителями акции в городах и районах , с привлечением координаторов ВДС «Екологiчна варта» (там, где есть организация) до 28 марта. К общему отчету прилагаются отчеты всех школ, с рабочими и сводными анкетами.

III ЭТАП акции: прием работ на областной конкурс, оформление выставки, работа жюри конкурса с 1 по 3 апреля с 10 до 1530 часов принимаются работы и отчеты всех школ-участниц на областной конкурс в ботаническом саду. Просьба уложиться в срок. От каждого района принимаются не более 5 поделок, 2 плаката и 2 листовки.

Исследовательские работы можно сдать до 22 апреля.

Не высылать по эл. почте отчеты!

ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТАМ И КРИТЕРИИ

Номинанты 1-ой и 2-ой номинаций определяются по отчету по форме №1. ВНИМАНИЕ, НОВОЕ! Отчет оформляется на листах А4 (Бумага ксероксная, не фотобумага) с двух сторон, листов должно быть не более 3-4. Листы скрепляются степлером. Подаются без файла. В самом начале отчета – отчет по форме №1, который м.б. расширен до 2-3 листов, если есть о чем отчитываться, далее - фотоотчет на листе А4 (сверху на этом листе написать название акции и сведения о школе (район, город, поселок). Этот лист может быть продемонстрирован на стенде. К отчету приложить рабочие и сводную анкеты. Без анкет и фото отчет не будет рассматриваться на место в номинации «Лучший руководитель акции». На фото показывать выставки поделок, плакатов, листовок, группы активных участников, рейды, анкетирование и т.д. Вартовцы на фото должны быть в галстуках. Фото может быть небольшим, на странице до 10. Описать результаты рейдов и др. природоохранных мероприятий.

Активными считаются те учащиеся, которые внесли наибольший вклад в пропагандистскую работу (распространяли листовки, проводили беседы, выступали в агитбригаде, анкетировали), участники рейдов, до шести человек.

Исследовательские полевые работы по изучению популяций охраняемых видов растений рекомендуется проводить по общепринятой методике (см. ниже). К отчету приложить картосхему. Работы будут оцениваться учеными Донецкого ботанического сада по трем критериям: научный уровень, научная ценность и правильность методики. Работа не должна быть в файлах, т.к. это затрудняет исправление ошибок при оценивании. Просто скрепить степлером. В начале работы оставить чистый лист для рецензии члена жюри, на котором сделать табличку с критериями оценок.

Плакат должен содержать призыв к сохранению первоцветов. Формат А3 (1/4 ватмана) или А2 (1/2 ватмана), плакаты форматом А1 не принимаются на областной конкурс. На обратной стороне плаката четко написаны название, фамилия, имя автора, класс, школа, район, город (село). На лицевой стороне плаката, внизу в полосе высотой 1-1,5 см написать сведенья об авторе. Например, КОЧЕРГИНА ИРИНА, ученица 11 класса ДОШ № 19 Калининского района г. Донецк.

Листовка должна быть форматом А4. Текст листовки должен содержать информацию о проблеме раннецветущих растений, мерах наказания и призыв к их сохранению. Как можно больше изображений растений и их названия. На лицевой стороне листовки под текстом, в полосе высотой до 0,5 см мелким шрифтом написаны фамилия, имя автора, класс, школа, район, город (село) (Не приклеены, а отпечатаны или вписаны). Ни в коем разе листовки не ламинировать и печатать на обычной, а не фото-бумаге.

Номинация «Первоцвет своими руками» дает возможность проявить способности в декоративно-прикладном творчестве. Оцениваются раннецветущие растения, изготовленные из любого материала. Настенная работа должна быть легкой и иметь прочное приспособление для подвески на стене Этикетка прикрепляется надежно, но не закрывает работу. На этикетке указываются сведения об авторе:

ИВАНОВА МАРИЯ, ученица 11 класса Золотаревской школы Старобешевского района.

Работы, не прошедшие отбор в районе или городе, к участию в конкурсе

не принимаются.

Справки по телефонам: 050 634 39 78, (062) 295 01 49 – Толмачева Любовь Петровна.

E-mail: Lt_varta@ mail.ru; htpp://donetskecovarta.ru

Как добраться до ботанического сада: троллейбус №11,12, автобус №46, 28, маршрутки №23, 111, 107. Остановка по требованию «Ботанический сад».

ЖЮРИ КОНКУРСА:

Председатель: координатор ДГО и ДОО «Екологічна варта» Толмачева Л.П.

Члены:

представители департамента образования и науки Донецкой областной госадминистрации,

Управления образования Донецкого городского совета,

Управления экологической безопасности Донецкого городского совета,

Донецкого ботанического сада НАН Украины,

Донецкого областного эколого-натуралистического центра

Донецкой областной и городской организаций Всеукраинской экологической лиги.

(форма №1, для учителя)

ОТЧЕТ-ЗАЯВКА

О ПРОВЕДЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В РАМКАХ АКЦИИ «ПЕРВОЦВЕТ-2014»

Учебного заведения ___________________________________________

________________________________ района г. ______________________

1. Кол-во учащихся в школе//В акции приняли участие ______//_________ .

2. Количество плакатов, изготовленных в школе (подтвердить фото в отчете) _________.

3. Количество листовок, изготовленных и распространенных в школе (подтвердить фото в отчете) _________//___________.

4. Количество поделок, изготовленных на конкурсе (подтвердить фото в отчете) __________.

5. Ознакомлены с идеей акции учащихся// жителей микрорайона _______/_______ .

6. Проанкетировано__________________ человек. (Число и в пунктах 8, 9 также числа, не wacko

7. Отказались срывать и покупать раннецветущие растения ____________ человек.

8.Сколько человек, из отказавшихся срывать и покупать раннецветущие растения, приняли такое решение под влиянием акции «Первоцвет» и конкурса «Сбережем первоцветы»______________.

9. Отчет о рейдах и работе с органами местного самоуправления…..

10. В рамках акции проведены мероприятия (перечислить) :________________________.

Учащиеся (до 6 человек), сделавшие наибольшую работу в рамках акции.

№п/п


Фамилия и имя учащегося, класс, мобильный телефон


Проделанная работа

1.




2.




3.




4.




5.




6




На районный (городской) конкурс ''Сбережем первоцветы'' представлены следующие работы:

№п/п


Название


Фамилия, имя автора (полностью), класс

1.


Плакат


2.


Листовка


3.


Поделка


4.


Отчет о полевых исследованиях


5.


Фотоотчет


К отчету приложить сводную и рабочие анкеты.

Учитель - руководитель акции в учебном заведении:

________________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество полностью)

Мобильный телефон:_________________________________________________________

E-mail:

Директор школы _______________________________________________________

(печать, подпись)

Форма №2(координатору акции в районе или городе)

ОТЧЕТ-ЗАЯВКА

О ПРОВЕДЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В РАМКАХ АКЦИИ ''ПЕРВОЦВЕТ-2014''

отдела образования ________________________района, города _____________

1.В акции приняли участие следующие школы (перечислить):_____________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Проведено ________ конкурсов творческих работ в рамках акции «Сбереги елочку», в них приняли участие___________ человек.

3. Количество плакатов, изготовленных в районе ______________ .

4. Количество листовок, изготовленных в районе // распространенных_________ // ________ .

5. Количество поделок, изготовленных в районе ______________ .

6. Ознакомлены с идеей акции учащихся// жителей района _______ // _______ .

7. Проанкетировано__________________ человек. (Число и в пунктах 8, 9 также числа, не wacko

8. Отказались срывать и покупать раннецветущие растения ____________ человек.

9.Сколько человек, из отказавшихся срывать и покупать раннецветущие растения, приняли такое решение под влиянием акции «Первоцвет» и конкурса «Сбережем первоцветы»______________.

Учебное заведение, сделавшее наибольшую работу в рамках акции

№п/п


Наименование учебного заведения

1.


На областной конкурс ''Сбережем первоцветы'' представлены следующие работы:

Номинация «Исследовательская работа по изучению первоцветов»

№п/п


Фамилия, имя автора (полностью), класс, школа, название работы

1.


ИВАНОВ МИХАИЛ, ученик 10 класса, рук-ль Петрова М.И., ДОШ №101 Петровского района г. Донецк. «Изучение популяции крокуса сетчатого»

Номинация «Плакат»

№п/п


Фамилия, имя автора (полностью), класс, школа, название работы

1.


ПЕТРОВ ИВАН, ученик 7 класса Золотаревской школы Волновахского района. «Сбереги!»

Номинация «Листовка»

№п/п


Фамилия, имя автора (полностью), класс, школа

1.


ПЕТРОВ ИВАН, воспитанник кружка «Юные друзья природы», рук-ль Сидорова М.И., Ленинский ЦДЮТ г. Донецк

Номинация «Первоцвет своими руками»

№п/п


Фамилия, имя автора (полностью), класс, школа, название работы и материал

1.


ИВАНОВ МИХАИЛ, воспитанник кружка «Бисероплетение», рук-ль Петрова М.И., Краматорская СЮТ. «Галантусы», букет, бисер (или ткань, настенная; вышивка настольная и т.д.)

К общему отчету приложить отчеты всех школ-участниц, их сводные и рабочие анкеты.

.

Координатор районного или городского отдела образования (полностью ФИО)___________________________________________________________________________

Должность______________________________________________ Подпись:

Мобильный телефон:___________________________________

E-mail

Анкета 2014г.

№ пп


Вопрос


Ответ


Кол-во ответов


Всего

1.


Срываете или покупаете ли Вы дикорастущие раннецветущие растения (крокусы, цикламены, ландыши, подснежники, рябчики и др.)?


ДА






НЕТ




2.


(Вопрос задается тем, кто ответил на первый вопрос «нет»). Повлияли ли на Ваше решение отказаться от покупки или срывания дикорастущих первоцветов акция «Первоцвет» и конкурс «Сбережем первоцветы»?


ДА






НЕТ




Анкетирование провел(а). ___________________________________________класс_______________

Школа____________________район_________________город___________________

Указать кого анкетировал(а)

__________________________________________________________________________

Примечание: 1. Количество проанкетированных человек складывается из количества ответов на первый вопрос (да + нет).

2. Ответ на второй вопрос дают только те, кто ответил на первый вопрос «нет».

3. Общее количество ответивших на второй вопрос должно быть равно количеству ответивших на первый вопрос «НЕТ».

4. Старайтесь использовать бумагу экономно, экологически грамотно! На одной анкете д.б. не менее 20-30 ответов. Бумага может быть и вторичной, т.е. исписанной с одной стороны.

Количество ответов можно отмечать в виде закрытого конверта, если опрос идет на улице, или числами, если опрашивается класс. При составлении сводной анкеты не учитываются те анкеты, которые показывают неправильно проведенное анкетирование.

Закрытый конверт: каждая точка в углах и линии, соединяющие их, – это 1 человек. Таких конвертов на одной анкетке может быть много. Используется при анкетировании на улице.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОЦВЕТОВ

Остапко В.М., зав. отделом флоры Донецкого ботанического сада НАН Украины, доктор биологических наук, член Национальной комиссии Украины по вопросам Красной книги Украины.

Флора Донбасса по числу и разнообразию дикорастущих видов уступает в Украине только таким горным регионам как Крым и Карпаты. Она насчитывает более 1950 видов, и каждый год ботаники находят новые для Донбасса, а иногда и Украины, виды растений. В основном это заносные сорные растения. Но иногда выявляются очень редкие виды, которые уже многие тысячелетия растут на территории Донбасса, но все эти годы «прятались» от глаз специалистов.

Несмотря на то, что в Донбассе работали более сотни профессиональных ботаников, обследуя разные уголки нашего края, до сих пор учёные выявляют и описывают во флоре Донбасса новые для науки виды растений. Так, только за последние полтора десятка лет были описаны ковыль донецкий, шиповник крынкский, вероника донецкая, подмаренник Кондратюка, ластовень украинский, тимьян Дидуха и другие. И хотя эти виды не относятся к числу первоцветов, но, кто знает, может быть, и среди раннецветущих растений есть ещё детально не изученные виды, ждущие своих открывателей?

Сегодня нет среди учёных единого мнения по вопросам систематики и видового статуса ряда ранневесенних растений, таких как степные виды жёлтоцветных тюльпанов (в Донбассе это тюльпаны змеелистный и гранитный), прострелы, гусиные луки и другие. Они нуждаются в дальнейшем изучении с использованием современных научных методов. Вот почему необходимо сохранить такие растения во всех местах, где они растут. Ведь генофонд каждой популяции может быть уникальным, его исследование может дать очень важные сведения не только для решения научных вопросов, но и для практики в селекции новых сортов цветочных растений из дикоратущих первоцветов.

В странах Евросоюза большое внимание уделяется окультуриванию и селекции дикорастущих декоративных растений. В Украине эта работа только разворачивается. Стоит напомнить, что прародитель всего мирового разнообразия тюльпанов – тюльпан Шренка, ещё изредка встречающийся в наших степях, занесён в Красную книгу Украины. Нельзя допустить, чтобы многие дикорастущие виды, а особенно прекрасные первоцветы, исчезли с лица Земли.

И в этом большую помощь учёным могут оказать школьники, выявляя новые, ещё неизвестные места произрастания редких и сокращающихся видов первоцветов и информируя о них научные учреждения.

Актуальной является работа по выявлению всех популяций подлежащих охране видов, а также тех, которые в скором времени могут попасть на страницы Красной книги Украины. Многолетний опыт экспедиционных обследований растительности Донбасса сотрудниками Донецкого ботанического сада НАН Украины даёт основания предполагать, что не менее половины местонахождений редких и исчезающих видов флоры региона ещё не установлено и не внесено в базы данных учёных. Ведь каждый год обследование степных и лесных балок, долин малых речек, склонов вдоль ручьёв, каменистых холмов, как на заповедных территориях, так и за их пределами, приносит всё новые находки о распространении раритетных видов.

А эти данные необходимы для формирования национальной и региональной экологических сетей – важной государственной задачи, предусмотренной природоохранным законодательством Украины. И именно знание о распространении редких и исчезающих видов, оценка состояния их популяций дают основу для обоснования территорий экосети. Первоцветы, как наиболее чувствительные к деятельности человека растения, могут служить индикаторами степени деградации экосистем, особенно лесных. По состоянию их популяций можно определять целесообразность формирования структурных элементов экосети – природных ядер, экологических коридоров, зон восстановления природной растительности.

Школьные экологические программы по изучению первоцветов должны быть направлены прежде всего на выявление мест их произрастания, определение основных показателей популяций, таких как площадь и численность, наличие возобновления, выяснение причин сокращения численности и исчезновения популяций в каждом конкретном местонахождении. Эта информация была бы очень полезна для учёных ботаников, изучающих флору Донбасса. Она помогла бы скорректировать планы экспедиционных обследований, чтобы полнее исследовать раритетные виды нашей флоры и организовать их охрану. Поскольку Законом Украины запрещён сбор гербариев растений, занесённых в Красную книгу Украины, проверка достоверности данных о правильности определения растений может быть осуществлена по фотоснимкам. Сведения о распространении редких видов первоцветов можно направлять в Донецкий ботанический сад НАН Украины или на кафедру ботаники и экологии Донецкого Национального университета.

Методика созологического (природоохранного) изучения популяций охраняемых видов растений

Исследование популяций раритетных видов растений, в отличие от обычных широко распространённых и сорных видов, нацелено прежде всего на оценку тех популяционных параметров, которые указывают на состояние и направленность развития популяций, свидетельствуют о причинах негативного влияния на растения и окружающую их среду. Изучение этих показателей позволяет разрабатывать меры по предотвращению деградации и гибели популяций этих растений, их охране, а также рациональному и неистощимому использованию растительных ресурсов.

Изучение популяций состоит из следующих этапов:

-​ планирование исследований;

-​ поиск популяций в природных условиях;

-​ описание условий местообитаний популяций;

-​ закладка пробных площадей, учёт и измерение популяционных параметров;

-​ математическая, графическая и логическая обработка полученных полевых материалов;

-​ оценка состояния популяций, выводы, оформление заключительного отчёта или другого документа;

-​ отправка результатов исследования в научные или природоохранные учреждения.

Планирование исследований

На основании изучения данных о редких видах, опубликованных в Красной книге Украины и других источниках по флоре региона, а также устных свидетельств местных жителей составляется список видов, планируемых для поиска и изучения. Определяются вероятные местонахождения: урочища, кварталы лесных массивов, степные балки, овраги, ручьи и другие участки с природной растительностью. По данным о сроках цветения и плодоношения определяется время для проведения поисков.

Если исследования планируются на территориях природных заповедников, национальных природных или региональных ландшафтных парков, то они предварительно согласовываются с их администрациями, если же на территориях заказников, памятников природы и заповедных урочищ, то об этом информируются землепользователи.

По возможности, места планируемых исследований обозначаются на имеющемся картографическом материале.

Поиск популяций в природных условиях

Методом маршрутных обследований предполагаемых мест обитания редких растений проводится выявление популяций планируемого для изучения вида. Отмечается их местоположение на картосхеме или на выполненном вручную схематическом плане местности. Записывается точный адрес популяции: область, район, ближайший населённый пункт, расположение местонахождения от данного пункта (на север, юг и т.п., на каком расстоянии, вблизи какой речки, ставка, фермы, автотрассы, дамбы и т.п.), номер квартала леса, название урочища и другие указатели, которые могут помочь в повторном поиске этого местонахождения вида другими лицами. Желательно сфотографировать общий вид местности. Отмечается дата обследования, фамилия, имя и отчество исследователя (ей).

Прежде, чем начинать исследование обнаруженной популяции, следует осмотреть территорию, подходящую по условиям произрастания для данного вида, дальше границ популяции на 200 – 500 м. Это может быть единственная популяция в данном урочище, а может их быть и несколько, расположенных, например, вдоль склона или по дну балки с небольшими разрывами, или по обоим склонам балки, или по отдельным холмам вдоль берега реки, и тому подобное. Для популяций большинства цветковых растений разрыв в 100 м уже может служить в определённой степени изоляционным барьером для свободного перекрёстного опыления. Поэтому целесообразно характеризовать каждую локальную популяцию отдельно или при большом их количестве выбрать несколько – от самой крупной до самой малочисленной, получая усреднённую характеристику.

Описание условий местообитаний популяций

Записывается характер ландшафта: долинно-речной, овражно-балочный, террасно-речной, прибрежно-морской и т.п. Характеризуется рельеф местности: холм, берег реки, каменистый склон, дно балки и т.п.; экспозиция (северная, западная…) и уклон склона (в градусах); тип почвы и подстилающей породы (особенно важно указать наличие обнажений горных пород: мела, известняка, гранита, гипса, глины, песка, угольных сланцев, песчаника…); условия и степень увлажнения почвы, наличие засоления и другие экологические факторы; указывается степень освещённости или затенённости мест произрастания изучаемого вида, их защищённость от действия ветров и других природных факторов.

Характеризуется степень антропогенной нарушенности мест произрастания растений и потенциальная возможность влияния человеческой деятельности.

Даётся общая характеристика растительности участка, где расположена популяция и окружающей территории (пойменный луг с участками болот и озёр, степной склон с небольшими участками зарослей кустарников, сосновый лес с полянами, дубрава…).

Закладка пробных площадей, учёт и измерение популяционных параметров.

После определения границ популяции (популяционного поля) проводится измерение её площади в квадратных метрах или гектарах с помощью рулетки или шагомерным методом. Описывается геометрическая фигура, которую образует популяционное поле (полоса вдоль опушки леса длиной 750 м и шириной от 2 до 15 м; овальное пятно поперёк склона; амёбообразная фигура в понижении на пойменном луге; близко расположенные пятна разной величины под пологом леса и т.п.).

В зависимости от размера и конфигурации популяционного поля пробные площади закладываются через равные расстояния вдоль и поперёк популяционного поля, или иным способом, но чтобы равномерно охватить всё разнообразие условий, в которых растёт изучаемый вид. Количество пробных площадей должно быть 20 – 30 при большой многочисленной популяции. В случае малочисленной (менее 100 особей), очень локальной популяции проводится учёт всех особей без закладки пробных площадей.

Пробные площади закладываются обычно квадратные – 1 м2. Если растения крупные и одна взрослая особь занимает более 20% однометровой площадки, то пробные площади закладывают со стороной квадрата в 3 или 5 метров. Деревья и крупные кустарники учитывают на площадках 100 м2.

Каждая пробная площадь нумеруется, и характеризуется её положение в рельефе местообитания (верхняя, средняя, нижняя часть склона; гряда или межгрядовое понижение; опушка леса, окраина леса, в глубине леса, на лесной поляне…).

На площадках подсчитывается количество молодых и взрослых особей (по возможности отдельно вегетирующих и цветущих), количество старых отмирающих особей, отмечается наличие самосева (всходов).

Отмечается, нормально ли развиты растения или угнетены и повреждены вследствие естественных (засуха, наводнение, обилие вредителей-насекомых и т.п.) или антропогенных (выпас скота, сенокос, разведение костров, вытаптывание отдыхающими, замусоривание и т.п.) влияний.

Учёты проводятся во время массового цветения данного вида или во время начала плодоношения. Лучше всего проводить учёты два – три раза за сезон на одних и тех же площадках. Тогда точнее можно установить соотношение молодого и взрослого поколений, способность популяции к семенному или вегетативному возобновлению. Во время плодоношения важно обратить внимание на степень формирования доброкачественных и неповреждённых семян.

Эти данные в полевых условиях могут быть записаны в дневниках, страницы которых разграфлены, или на предварительно подготовленных бланках.

Для уточнения правильности определения вида растения производится сбор 3 – 5 цветущих или плодоносящих экземпляров в гербарий; если это растение Красной книги Украины, то достаточно его близко сфотографировать.

Математическая, графическая и логическая обработка

полученных полевых материалов

Подсчитывается средняя плотность особей в популяции (общее число особей на 1 м2), а также очень важно указать максимальную плотность. Все данные о плотности, полученные на пробных площадях размером больше или меньше 1 м2, приводятся к однометровому знаменателю, чтобы они были сравнимы для разных видов.

Подсчитывается численность всей популяции путём умножения средней плотности на площадь популяционного поля.

Проводится расчёт соотношения возрастных групп особей в популяции: процент молодых, взрослых вегетативных, взрослых генеративных, старых особей. Эти данные можно выразить в виде таблиц, графиков или диаграмм. Если в популяции присутствуют особи всех возрастных групп и есть возобновление, то популяция считается полночленной нормальной; если преобладают старые особи и отсутствуют молодые – умирающей; если только молодые – инвазионной (это наблюдается при расширении территории популяционного поля или при снятии негативных факторов, угнетавших развитие популяции).

Оценивается степень влияния на популяцию различных учтённых факторов по разным участкам в пределах популяционного поля.

Оценка состояния популяций, выводы, оформление заключительного отчёта или другого документа

На основании полученных данных делается вывод о соответствии численности, занимаемой площади, плотности и возрастной структуры популяции вида, потенциальной возможности развития этой популяции в условиях данного места произрастания: популяция в хорошем стабильном состоянии; популяция восстанавливается после стадии угнетения; популяция в удовлетворительном состоянии (необходим контроль за её состоянием и меры по улучшению окружающей среды, то есть популяция способна к самовосстановлению); популяция в неудовлетворительном состоянии, то есть без вмешательства человека ей угрожает гибель (низкая численность – менее 100 особей; на большинстве пробных площадей низкая плотность и старовозрастная структура; отсутствие семенного и вегетативного возобновления; сильная степень повреждённости растений и т.п.).

Указываются рекомендуемые мероприятия по охране, восстановлению и поддержанию популяции. Материалы исследования оформляются в рукописном, печатном или электронном виде. Снабжаются данными об авторе исследования: Ф.И.О., где учится.

Отправка результатов исследования в научные или природоохранные учреждения

В полном или кратком виде результаты исследования (вместе с гербарным образцом или фотогафией) могут быть представлены в ботанические научные или природоохранные учреждения.

Адрес Донецкого ботанического сада НАН Украины: 83059, г. Донецк-59, проспект Ильича, 110; факс: (062) 2941190; e-mail: herb@herb.dn.ua

Сведения об охраняемых растениях Вы найдете в Красных книгах Украины и Донецкой области на сайтах: www.menr.gov.ua; www.dbs.dn.ua
Просмотров: 1492 | Добавил: wolkan | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Новое на сайте
[10.12.2017]
У НАС ШКОЛИ, ЧИ БОЖЕВІЛЬНІ? (І.Лікарчук) (0)
[08.12.2017]
Школьники убедились, что в Константиновском районе «Открытая власть» (0)
[08.12.2017]
ГАРЯЧА НОВИНА!!! І ЗНОВУ - "ГРОМАДИЗАЦІЯ" (0)
[08.12.2017]
У музеї с.Олександро-Калинове з'явиться інтерактивна кімната (0)
[08.12.2017]
Про активне висвітлювання заходів з відзначення 100-річчя з часу проведення першого Курултаю кримськотатарського народу (0)
[08.12.2017]
План заходів у Кіндратівській СШ у зв`язку з 80-ми роковинами Великого терору – масових політичних репресій 1937-1938 років (0)
[08.12.2017]
Про підготовку плану заходів у зв’язку з 80-ми роковинами Великого терору – масових політичних репресій 1937-1938 років (0)
[08.12.2017]
Звіт про проведення тижня правових знань і попередження правопорушень серед неповнолітніх у Кіндратівській СШ І-ІІІ ст (0)
[08.12.2017]
ПЛАН РОБОТИ на 11 – 15 грудня 2017 р (0)
[08.12.2017]
14 навчальний тиждень. З 18 по 22 грудня. Переглядаємо урок №14 (0)
[07.12.2017]
Кіндратівські учні відправляться на екскурсію до Харкова безкоштовно (0)
[06.12.2017]
Костянтинівським районом замість чиновників керуватимуть діти (0)
[06.12.2017]
Назначен новый начальник отдела образования Константиновской райгосадминистрации (0)
[06.12.2017]
Про заходи з відзначення в Кіндратівській СШ у 2017 Дня Збройних Сил України (0)
[06.12.2017]
Про заходи з відзначення в Кіндратівській СШ 26-ї річниці Всеукраїнського референдуму на підтвердження Акту проголошення незалежності Україн (0)
[06.12.2017]
Про надання інформації про приблизну кількість учасників заходів,де буде висвітлено відомості про 26-у річницю Всеукраїнського референдуму (0)
[05.12.2017]
Про заходи з відзначення 26-ї річниці Всеукраїнського референдуму на підтвердження Акту проголошення незалежності України (0)
[05.12.2017]
1 грудня 1991 року – Всеукраїнський референдум на підтвердження Акта проголошення незалежності України. (0)
[04.12.2017]
Підготовка до тестування: тести ЗНО онлайн від Освіта.ua (0)
[04.12.2017]
Без ID-картки до навчальних закладів для вступу - зась! (0)
[04.12.2017]
Про підсумки проведення акції «Милосердя» до Міжнародного дня інвалідів в Кіндратівській СШ (0)
[04.12.2017]
Про заходи до Дня волонтера в Кіндратівській СШ (0)
[01.12.2017]
13 навчальний тиждень. З 11 по 15 грудня. Переглядаємо урок №13 (0)
[01.12.2017]
Про підсумки проведення Всесвітнього дня боротьби зі СНІДом у Кіндратівській СШ (0)
[01.12.2017]
ПЛАН РОБОТИ на 04-08 грудня 2017 року (0)
[29.11.2017]
Поліція вимагає від школ терміново надсилати фото (0)
[29.11.2017]
Про організацію та проведення свята до Дня збройних сил України (0)
[28.11.2017]
Проект НОВА БІЛОКУЗЬМИНІВСЬКА ШКОЛА (0)
[28.11.2017]
Про відзначення у 2017 році Міжнародного дня інвалідів (0)
[28.11.2017]
Про проведення Всесвітнього дня боротьби зі СНІДом (0)
[25.11.2017]
9 клас. Мистецтво. Урок 17. Перевіряємо знання. Ppt-презентація до уроку (0)
[24.11.2017]
8 клас.Мистецтво. Урок 17. Перевіряємо свої знання ppt-презентація до уроку (0)
[24.11.2017]
12 навчальний тиждень. З 27 листопада по 01 грудня. Переглядаємо і виконуємо завдання до уроку №12 (0)
[24.11.2017]
ПЛАН РОБОТИ на 27 листопада – 01 грудня 2017 р (0)
[24.11.2017]
Про відзначення в Кіндратівській СШ роковин Голодомору 1932-33 р. в Україні (0)
[21.11.2017]
щодо заходів, проведених з нагоди відзначення Дня Гідності та Свободи в Кіндратівській СШ І-ІІІ ступенів (0)
[19.11.2017]
’’Боже, спаси Україну, а потім, і я повернусь..!’’ (0)
[19.11.2017]
НЕ ПРО ОСВІТУ! ПРО ХОЛОДИЛЬНИК!!! (Віктор Громовий щодо кількості й безглуздості паперообігу в освіті) (0)
[17.11.2017]
11 навчальний тиждень. З 27 листопада по 01 грудня. Переглядаємо урок №11 (0)
[17.11.2017]
ПЛАН РОБОТИ на 20 – 25 листопада 2017 р (0)
Наші партнери
 




Сайт учителя музичного мистецтва Толоконнікової Жанни Василівни


Сайт учителя музичного мистецтва Юанова Станіслава Маграіловича


Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей
Облако тегов
Профсоюз

Санаторно-курортное лечение


ПЕНСІЙНИЙ КАЛЬКУЛЯТОР (розрахувати свою майбутню пенсію можна ТУТ)

Печать страницы
Нашему сайту
Copyright MyCorp © 2017Сайт создан в системе uCoz