МИСТЕЦТВО В ШКОЛІ
Сайт змішаного мобільного дистанційного навчання
Навчайтесь на нашому сайті!



 
Суббота, 22.09.2018, 22:52
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [90]
методические статья [0]
в разделе размещены методические материалы
Мини-чат
Наш опрос
Який формат сучасного уроку для вас найзручнішій
Всего ответов: 6
Видео
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
РЕКЛАМА
Block content
Самое популярное
[29.09.2009]
ПРОГРАММА ПРЕЗИДЕНТА ШКОЛЫ (0)
[26.09.2009]
МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА (конспект урока-лекции по художественной культуре в 9 классе) (0)
[22.06.2014]
Календарь учителя на 2014-2015 учебный год (3)
[13.09.2009]
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧНЕ ПЛАНУВАННЯ УРОКІВ МУЗИЧНОГО МИСТЕЦТВА (11)
[10.02.2014]
МОЛОДЕЖЬ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Сценарий выступления агитбригады (0)
[01.12.2009]
Сценарий "ДЕНЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ" (7)
[28.05.2013]
Сценарий открытия пришкольного лагеря (с игровой программой) (0)
[01.09.2012]
Стихи ко Дню освобождения Донбасса (1)
[08.06.2017]
Матеріали для проведення Першого уроку у 2017/2018 навчальному році (0)
[23.08.2011]
Календарно-тематичне планування уроків музичного мистецтва в 1-8 класах (10)
[19.06.2016]
Навчальні плани на 2016-2017 рік (для всіх класів і всіх типів шкіл) (0)
[31.08.2017]
Мистецтво. 9 кл (Л.Масол) Уроки 1-2. Школи і лідери модерну (6)
[28.11.2012]
Сценарий к Международному Дню инвалидов (0)
[01.12.2012]
Сценарий ко Дню святого Николая (0)
[22.08.2011]
План виховної роботи школи на 2011-2012 навчальний рік (2)
[06.09.2009]
ОСЕННИЙ БАЛ и ОСЕННИЙ УТРЕННИК (сценарии) (0)
[19.06.2013]
Сценарий закрытия летнего пришкольного лагеря (игровая программа) (0)
[17.08.2013]
календарно-тематичне планування уроків музичного мистецтва в 1-2 класах за новою програмою 2013-2014 н.р (0)
[08.09.2014]
Календарно-тематичне планування з предмета «Захист Вітчизни» 10-11 класи (1,5 години) (0)
[17.02.2014]
Сценарий конкурсной программы на 8 Марта "Мисс весна" для старшеклассников (0)
[14.07.2016]
План виховної роботи школи на 2016-2017 н.р. (0)
[12.08.2014]
Річний план роботи педагога-організатора на 2014-2015 н.р. (0)
[29.06.2015]
Готуємо навчальні плани на 2015-2016 н.р. (0)
[07.08.2011]
Конспект Першого уроку " Україна-наш спільний дім" (0)
[08.10.2017]
Конспекти уроків мистецтва. 9 клас (за підручником Л.Масол) (4)
[25.07.2013]
План виховної роботи школи на 2013-2014 навчальний рік (0)
[31.08.2017]
Мистецтво. 9 клас. Уроки (за підручником Л.Масол) (4)
[20.08.2011]
Конспект первого урока "«Украина - наш общий дом» " (на русском языке) (8)
[13.09.2009]
ПРИВЕТСТВИЕ УЧАЩИХСЯ на ЮБИЛЕЕ РАЙОНА (сценарий) (0)
[09.04.2010]
Сценарий выступления агитбригады отряда"НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ",посвященного 65-й годовщине Победы (0)
Главная » Статьи » Мои статьи

место воспитания в образовательном процессе ХХІ столетия
Политические и социальные процессы, которые происходят в Украине и направленные на утверждение демократических позиций развития государства, обусловливают необходимость соответствующих изменений во всех сферах народного хозяйства, в том числе и в области образования, составной частью которого является воспитание.
Современная концепция образования ХХI века ставит перед педагогикой ряд серьезных проблем – методологических и методических, начиная с разработки четкой Программы ее внедрения и кончая мониторингом ее результативности и эффективности. Думаю, однако, что ключевым вопросом образования ХХI века является определение места воспитания в образовательном процессе, его генеральной функции в формировании личности нового общества. Но как обрести понимание этого места, которое было бы не произвольно-субьективным, «опытно-эмпирическим», а научно-обоснованным?
Для этого, на мой взгляд, есть только один путь – искать решение задачи на путях системного мышления, единственно эффективного на современном этапе истории науки метода изучения сложных, динамических, саморегулирующихся систем. А то, что школа ХХI века как способ включения в культуру входящего в мир человека является именно такой системой, то есть некоей целостностью, взаимосвязанной во всех своих составных частях, а не механической их суммой, не простым соположением различных предметных дисциплин, - это не подлежит сомнению, равно как и то, что формирование и исторические изменения в системе образования ХХI века обусловливаются потребностями общества и культуры в определенном типе человека, которого школа ХХI века и должна представить этому обществу и этой культуре.
В представляемой работе, разумеется, нет возможности рассмотреть глобальную концепцию и программу целостного развития образования Донбасса нового столетия, но представляется возможным кратко проанализировать исторический опыт и изложить собственные взгляды на пути развития образования Донетчины в новом столетии.
Следует признать, что функционирующий тип школы, господствующий в наше время и в Украине, и на Западе, не является единственно возможным или наивысшим достижением цивилизации: это – исторически своеобразный тип учебного заведения, целью которого является именно обучение, то есть вкладывание в головы учеников как можно более широкой суммы знаний. Соответственно способом проверки степени эффективности образования является выяснение того, сколь широки и прочны усвоенные учениками знания. И хотя наша отечественная педагогическая теория употребляет и такие понятия, как «воспитание», «развитие личности», «формирование сознания», все они второстепенны и третьестепенны по сравнению с безусловно подчиняющим себе все остальные аспекты педагогической деятельности «обучением». Оттого сами понятия «ученик», «Учитель», «учение», «Учить» приобрели редуцированный смысл, замкнутый на «Знание», то есть чисто рациональный способ передачи и усвоения некоей информации, отсюда дидактика оказалась наиболее развитым и разработанным разделом педагогической науки. А все, что написано «теоретиками» педагогических наук и профессорами педагогических университетов и академий о воспитании – не более чем политическая трескотня на уровне газетных передовиц былых времен, не дающая никакого представления ни о сути воспитания как процесса приобщения индивида к культуре, ни о способах, которыми это достигается. Отсюда, закономерно и то, что возрастная педагогическая психология до настоящего времени сводится к изучению способов развития мыслительных операций психики, проявляющихся в наиболее чистом виде в решении математических задач на школьных уроках «царицы наук». Что же касается воспитания психологических качеств личности, вкуса и др. «гуманитарно-антропологических ценностей», то все в конечном счете сводилось к передаче определенной суммы знаний по истории или теории искусств, либо к развитию технических умений «рисования», «пения», «танцевания».
Традиционная концепция образования, доставшаяся в наследство отечественной школе – отнюдь не плод недомыслия педагогов-практиков или аберрации сознания теоретиков педагогики, но логически последовательный – и в этой последовательности подчас доведенный до абсурда- ответ на запрос, который предъявляла школе эпоха так называемого научно-технической цивилизации ХХ века. Эпоха научно-технического прогресса и сменявших друг друга научно-технических революций выдвинула в свое время соответствующий исторический тип общества, которому нужен был человек с развитым абстрактным мышлением и соответствующей суммой естественнонаучных знаний, ибо таковыми были условия его практической деятельности в сфере «тогдашнего» материального производства, техники, экономики, а затем и организации социальных процессов на специфической для них технико-технологической основе. Так, рационализм, техницизм, прагматизм, функционализм, операционализм стали доминантными чертами общественного сознания ХХ века и, «закристаллизовавшись» в питательной среде отечественного образования, достались в наследство веку ХХI-му с его опорой на «антропоцентрические» гуманные позиции в общественных отношениях. Но, отделив в ХХ веке образование от церкви, государство освободило школу от необходимости воспитания не только веры, но вместе с ней «надежды» и «любви», то есть всей сферы ценностного сознания, лишив «Софию» – высшую мудрость – ее дочерей, сведя ее к «голому» естественнонаучному знанию, необходимому для практического применения в материальном производстве. Соответственно, конечной целью образования в нашей стране стала «подготовка специалистов». Конечно, в любой деятельности человек должен быть мастером своего дела, но трудно спорить с тем, что быть хорошим специалистом – не значит быть хорошим человеком, потому что нравственные качества личности не производны ни от уровня образованности, ни от овладения той или иной специальностью. Между тем именно этой задачи – формировать «хорошего человека» – не ставит пока перед собой отечественная школа. Продолжая по инерции выполнять социальный заказ прошлого века, наша школа продолжает делать безусловным приоритетными естествознаний и математические науки, оттесняя гуманитарный и воспитательный процесс на задний план, к тому же выстраивает его по образцу преподавания естественных наук: так, преподавание истории представляется в настоящее время изложение примитивных фактов и социологических схем, а преподавание литературы подменяется вульгарным социологизированным литературоведением. Отсюда же – и полнейшее пренебрежение к искусству в школе, потому что для маргинальной и «материальной» цивилизаций искусство – не более чем атрибутивный фактор релаксации после трудов «праведных»…
Итак, все то, что происходит сегодня в общественных отношениях является, в том числе, и результатом «воспитания» «техногенной» личности в школе «постиндустриального общества». Не нужно этому изумляться или пытаться изменить положение дел радикальными мерами или постановлениями Верховной Рады, ибо процессы такого масштаба порождаются определенными объективными силами, а бросаться под паровоз истории, как показывает практика, бессмысленно – надо постараться осознать логику его движения и действовать в соответствии с нею.

В чем же состоит, на наш взгляд, логика эволюционного перехода отечественного образования на рельсы современной цивилизации?
Во-первых, необходимо осознать, что на смену научно-техническому типу цивилизации пришел другой, условно называемый «постиндустриальным». Чтобы этому процессу всемерно соответствовать, нужно отечественному образованию, прежде всего, оценить подлинную роль культуры в развитии человеческого общества. Эта роль не подчиняется той или иной социальной организации общественной жизни. Традиционное противопоставление политико-экономических понятий «капитализм», «социализм» не отражает сути этого процесса, ибо речь идет не о формах собственности и способах государственного устройства, а об изменении свойственного всему человечеству типа культуры – и материально-технической, и духовно-ценностной, и художественно-эстетической. Изменение это можно сравнить, пожалуй, с рождением самой цивилизации как такой ступени истории культуры, которая началась с появлением городских поселений, государственного устройства и письменности как основного языка культуры.
Во-вторых, структура школы ХХI века должна, на наш взгляд, соответствовать происходящему перелому, при том, что в нашей стране, и в Донбассе в частности, положение осложняется, ибо меняется не только тип культуры (мышления, языка как средства общения, образа жизни), но и тип общественного устройства. Осознание ложности исповедавшегося нами представления о «справедливом» государственном устройстве влечет за собой изменение взгляда на тот тип человека, который может быть «героем нашего времени» - духовно богатая личность, а не фанатичный служитель религиозно-политического культа, творец, а не исполнитель «высших указаний»; общественная ценность такого человека должна определяться несомой им культурой, а не его национальным или классовым происхождением.
Вот почему образование и школа ХХI века не может ограничиться к тем или иным частным коррективам, к включению в учебный план новых предметов, к реорганизации статусов учебных заведений, к увеличению или уменьшению количества учебных часов на те или иные дисциплины, к переработке программ обучения, но должна выразиться в коренном преобразовании школы как социокультурного института, призванного ответить на новые запросу общества и культуры.
Когда школа формирует новый тип человека как всего лишь носителя знаний или определенных умений, она превращает его, вольно или невольно, в функциональный механизм, служащий какой-либо внешней цели – развитию науки, техники, спорта, нуждам государства, церкви, стремлению к богатству, власти, престижу. Стать целью, а не средством истории человек сможет лишь тогда, когда он будет целостным, то есть многосторонним в своих потребностях и способностях, соединяя более или менее равномерно и гармонично те направления деятельности и те психические силы, которые сформировались в ходе развития культуры и составляют специфическое достояние человека как человека, отличая его от животного и от самых совершенных компьютеров.
В современном постиндустриальном обществе, в котором человек передоверяет компьютерной технике все более широкий круг операций в сфере материального производства, главным богатством для человека становится не собственность, не деньги, не умения, не знания, а другой человек. Значит, школа ХХI века призвана воспитывать носителей такого типа сознания, в центре которого будут именно отношения человека к человеку – самая суть гуманитарности.
В высшей степени показательным, подтверждающим вышеприведенный тезис, является факт того, что уже на нынешнем, начальном этапе развития постиндустриальной цивилизации в нашей стране в корне изменяется отношение занятости в так называемой сфере обслуживания и в сфере материального производства – число его участников все уменьшается, а число работников сферы обслуживания возрастает. Это станет понятным, если мы учтем, что само понятие «сфера обслуживания» – понятие вчерашнего дня. Сегодня результат деятельности продавца, шофера, врача напрямую зависит от межсубъектных отношений, когда «субъекты» производственых отношений вступают с тобой в общение и стараются доставить тебе максимум возможного удовлетворения от процесса и рзультата общения. Школа ХХI века и должна формировать у каждого члена общества способность входить в такие отношения и вовлекать в них других, видеть в них равных себе существ, вызывающих уважение, внимание и любовь. А это возможно лишь тогда, когда школа сможет воспитать человека как существо целостное, а не однобоко развитое во имя исполнения тех или иных функций. Поэтому далее в работе мы рассмотрим, какие конкретно потребности и способности должны формироваться и развиваться в школе ХХI века, дабы сделать эту специфически человеческую целостность духовного мира и практической деятельности достоянием каждой личности.
Анализ деятельности, как способа человеческого бытия, проведенный доктором филос.наук, профессором М.С. Каганом (см.монографии: Каган М.С.Людська дiячльнiсть: Досвiд системного аналiзу. – К, Педагогiчна преса, 2001. Его же. Свiт спiлкування: Проблема мiжсуб»ектних вiдносин– К, Педагогiчна преса, 2002) показывает, что полнота ее культурных проявлений выражается в пяти формах:
- в познании мира, высшим выражением которого является наука;
- в ценностном осмыслении бытия – нравственном, эстетическом, религиозном, политическом;
- в проектировании того, чего еще нет, но что человек стремится создать, и в практическом преобразовании реальности в ходе воплощения этих проектов;
- в общении людей друг с другом в их совместной деятельности;
- в художественном усвоении мира, которое сливает в одно нераздельное целое знания, ценности, проекты, материальные конструкции и знаковые системы, служащие общению.

В соответствии с такой структурой деятельности всесторонне развитие ребенка, становящееся целью образования ХХI века означает, следовательно, целенаправленное развитие всех направлений деятельности ученика и всех необходимых для этого способностей его личности. Это значит, усвоение основ научных знаний, то есть образование в общепринятом смысле слова, и соответственно развитие у учащихся необходимого для этого абстрактного мышления оказывается не единственной и даже не главной, а лишь одной из задач школы ХХI века. К тому же удельный вес этой задачи в современных условиях не может быть постоянным и должен, на наш взгляд, меняться в зависимости от возраста учащихся, поскольку, как это давно уже установила психологическая наука, в жизни растущего человека не раз меняется ведущий вид деятельности и учебная деятельность не всегда играет эту роль. Существенно, наконец и то, что образование ХХI века должно более или менее равномерно охватывать изучение наук о природе, об обществе, о культуре и о самом человеке, включая также и объединяющие все эти сферы бытия области знания – знания о количественной, структурной, формальной сторонах бытия, то есть математику, и знания о его качественной, сущностно-смысловой стороне, то есть философию.

Второй задачей образования ХХI века должно стать формирование ценностного сознания вступающих в жизнь людей, иначе говоря – их мировоззрения, их нравственных, эстетических, политических представлений и убеждений. И здесь необходимо иметь в виду меняющийся под влиянием тех же факторов удельный вес данной задачи, именуемой воспитанием, равно как и принципиально отличные от образовательных задач способы ее решения. Ибо в данном случае хочется сделать акцент на «воспитании чувств», а не отвлеченного мышления, о направленном воздействии на способность ребенка осмысленно переживать все, что его окружает в жизни – природу, социальные институты, явления культуры, других людей и свое собственное поведение, ибо и нравственное, и эстетическое, и политическое, и религиозное сознание имеет эмоциональную, а не рациональную основу, то есть является чувством совести и долга, чувством прекрасного и возвышенного (вкусом), чувством юмора и переживания трагизма, патриотическим и гражданским чувством.

Третьим признаком образования ХХI века является, на наш взгляд, формирование «продуктивного воображения» (термин Канта), то есть творческой фантазии как способности проектировать то, что должно человеком создаваться, потребности, способности и умения конструировать «модели потребного будущего» (Н.Берштейн). подчеркну здесь, что развитие этого механизма предполагает все направления развития личности: технического, обращенного к преобразованию природы, социального, имеющего целью совершенствование общественных институтов, культурологического, ориентированного на творчество в той или иной сфере культуры, педагогического, представляющего собой проектирование личности родителями, учителями, друзьями, да и способность самопроектирования, самовоспитания, целенаправленного самосозидания и самообразования, необходимого каждому духовно развитому человеку.

Главная особенность формирования личности в школе ХХI века должна, на наш взгляд, определяться тем, что деятельность проектирования должна непосредственно связывать духовную активность человека с его практическими действиями, конкретными навыками: умением претворять в жизнь, осуществлять, материализовать образы, модели, мечты, идеалы, творимые воображением. В противном случае человек станет не практиком-деятелем, а неприспособленным к реальной жизни фантазером-мечтателем. В то же время тут нужно учитывать, что есть в человеческой культуре область, в которой фантазия создает нереализуемые практически проекты – речь идет о художественном творчестве, конструирующем иллюзорную реальность, существующую лишь в воображении и для воображения. В этом случае задача родителей и учителей школы будущего – проницательно опознать наличие у ребенка художественно-творческой фантазии и создавать оптимальные условия для ее развития.

Следующей важной составляющей образования ХХI века необходимо признать ту деятельность школы будущего, которая должна быть направлена на формирование человеческого сознания и поведения, которые непосредственно входят в реальную жизненную практику – я имею ввиду воспитание умения общаться. Как и все формы предметной деятельности, общение предполагает формирование у каждого входящего в мир ребенка потребности, способности и умения общаться с себе подобными, а затем общаться с природой, с вещами, с художественными образами.
Целью воспитания умения общаться является достижение такой практической активности, которая основана на отношении к другому как к самому себе, как к равному тебе существу, вызывающему твою симпатию, уважение, любовь, потребность приобщить его к твоим ценностям и одновременно разделить его ценности. На наш взгляд, такое общение рождает духовную общность, а на этой основе возникнут практические связи, которые в конечном итоге, формируют общественные связи и отношения в обществе.
К сожалению, в настоящее время, в нашем обществе, расколотом на противостоящие друг другу сословия, профессиональные, возрастные группы, возможность формирования потребности общения человека с человеком ограничена пределами той части общества, к которой он принадлежит, поэтому на пути развития способностей одаренной детской личности из «определенного» круга, встают, как показывает практика, непреодолимые социальные препятствия, для реализации программы развития личностных способностей. Образование и школа ХХI века, на наш взгляд, призвана безгранично расширить сферу общения, разрушая все преграды, открывая в каждом ребенке его человеческое содержание, в какой бы специфической форме оно не проявлялось. Тем самым существеннейшей задачей школы ХХI века является очищение сознания новых поколений людей от всех пережитков шовинизма, расизма, национализма, чувства сословно-классовой и половозрастной исключительности и превосходства, независимо от личностных качеств человека.

Теперь хотелось бы перейти к характеристике сущности и места воспитания в школе будущего. Прежде всего необходимо отметить, что воспитание в школе ХХI века должно носить интегративный, синкретичный или синтетичный характер, сливая в одно нерасчленимое деятельностное целое все исходные формы духовной и практической активности человека. И лучшим средством формирования и воспитания личности, бесспорно, является погружения ребенка в атмосферу искусства и творчества. Данное утверждение основывается на тезисе о том, что искусство – это воссоздание человеческой жизни в творимых воображением иллюзорных мирах, которые становятся дополнением жизненной реальности, которые становятся дополнением жизненной реальности, необходимым для того, чтобы люди жили в этих «мирах» подобно тому, как живут они в жизни – переживая все, что здесь происходит, и осмысляя полученный опыт, применяют его в практической жизни. Вот почему без искусства невозможно сформировать духовное богатство формирующейся личности человека ХХI века. Узкого специалиста, технаря, лекаря, пропагандиста, спортсмена, менеджера, торговца, солдата, шофера без помощи искусства вырастить можно, а полноценного культурного человека – нельзя. Мы это понимаем, пожалуй, лишь применительно к детству, соответственно организуя воспитательный процесс в семье и детском саду. Когда же приходит ребенок в школу, его перебрасывают в миры алгебры, геометрии, физики, химии, дополняя это крупицами истории и литературоведения, на том же уровне преподаваемыми, что и в школе 20, 30, а подчас и 40-летней давности.
Полноценное включение искусства в жизнь школы невозможно без привлечения как новых, так и хорошо знакомых, традиционных форм и методов внеклассной работы (кружков, факультативов, клубов по интересам, творческих объединений и др.). Проблема оптимального включения «кружковых», «факультативных» форм занятий в расписание обязательных уроков обсуждается в последние годы достаточно активно. Не вступая сейчас в конкретное обсуждение различных ее положений, на примере проекта деятельности полипрофильного творческого объединения «Юность Донбасса» Константиновского районного центра детского и юношеского творчества, которое работает при Кондратовской общеобразовательной школе 1-111 ступеней Константиновского района Донецкой области. Полноценное включение таких форм внеклассной работы, как полипрофильные творческие объединения, на наш взгляд, являются примером оптимального включения художественной культуры в программу деятельности школы нового тысячелетия. Не вступая сейчас в конкретное обсуждение различных ее положений, выскажу несколько соображений относительно программы внеклассного художественного воспитания в общеобразовательной школе нового столетия.
Система художественного воспитания в полипрофильном творческом объединении «ЮНОСТЬ ДОНБАССА» районного Центра детского и юношеского творчества при Кондратовской общеобразовательной школе 1-111 ступеней Константиновского района Донецкой области продолжает начатое в дошкольном детстве самодеятельно-творческого занятия искусством – с сочинения стихов, сказок, песенок, с рисования, лепки, с актерского творчества в ролевых играх. Значение этой первоначальной практически-творческой деятельности младших школьников заключается в том, что только таким способом развивается воображение человека – не одна только художественная фантазия, но общая способность проектирования, творения несуществующего, но желаемого, хотя ба и неосуществимого. В дальнейшем это может проявиться и в технически-изобретательской, и в научно-исследовательской, и в практически-педагогической, и в социально-организационной, и в собственно художественной деятельности. Но в детстве именно и только самостоятельное художественное творчество пробуждает, проявляет и развивает креативные силы продуктивного воображения. Это значит, что в системе предлагаемого нами воспитания искусство работает не само на себя, а на формирование целостной личности человека, обеспечивая перспективы его будущей эффективной созидательной деятельности на всех ее направлениях.
Задача второй ступени художественного воспитания в рамках общеобразовательной школы – на основе навыков художественного творчества, обретенных учеником и продолжающих совершенствоваться во внеурочное время в структурных подразделениях творческого объединения, развивать его эстетическое сознание, его понимание языков всех искусств в их истории: словесного, музыкального, изобразительного, актерского, хореографического, кинематографического, телевизионного. При этом целью преподавания становится не простое сообщение суммы исторических и теоретических знаний, но с их помощью развитие вкуса, то есть способности отличать подлинные ценности от мнимых, высокое искусство от кича. При этом открывается возможность глубокого одухотворенного и осмысленного эстетического переживания, которое, в свою очередь, становится опосредующим звеном в развитии всей эмоциональной сферы подростка, культуры его чувствования.
Наконец, в третьей ступени, в старших классах, опираясь на полученные учащимися знания и практическое умение их использовать, наше творческое объединение переходит к итегративной задаче, цель которой показать, что приобретенная система знаний должна служить для понимания логики развития общества в целости, единстве, духовной сути и понимания места, занимаемого культурой в человеческом социуме, а в пределах последнего – к религии и морали, к политике и науке.





Таблица. Структура Детской общественной организации “ДЕВЧОНКИ и МАЛЬЧИШКИ”


.


Таким образом, программа и проект работы полипрофильного творческого объединения «ЮНОСТЬ ДОНБАССА» открывает путь к пониманию культуры человека как целостной динамической системы и является пролегоменой к формированию новой концепции системы образования Донбасса ХХI века. Сделанный вывод означает, что подобная форма образования и воспитания как полипрофильное творческое объединение выходит далеко за пределы решения чисто образовательных задач: его значение двуедино и полинаправленно. С одной стороны, работа объединения обобщает и поднимает на более высокую интеллектуальную ступень, с другой расширяет кругозор учащихся до охвата всей культуры человечества в ее целостности и самодвижении, позволяя проникнуть в глубины исторически изменчивой духовной жизни людей, ощутить и осмыслить «связь времен», а значит и обрести родство со всей чередой предков и ощутить свою причастность к происходящим общественному движению и развитию. Таким образом, трудно переоценить значение реализации в ХХI веке такой педагогической цели, как формирование новых поколений истинно культурных людей.



Вместе с тем, автор работы понимает, что представление о путях развития образования Донетчины в ХХI веке не ограничивается рамками затронутых в работе проблем, да и предложенная программа нуждается в тщательной методологической и методической разработке, в обсуждении и сопоставлении с другими концепциями и представлениями. Единственное, что представляется несомненным и что может послужить исходным пунктом для реализации новых подходов к изменению и улучшению качества образования в ХХI веке – это признание необходимости радикального изменения отношения к образованию со стороны, как руководства страны, так и общества в целом. При этом следует, конечно, отметить все прочнее утверждающееся убеждение в необходимости многовариантной школы, позволяющей ученику выбирать такой ее тип, который ближе всего его природным склонностям, интересам, способностям. Понятно, что в школе, гимназии, лицее, коллегиуме ХХI века место духовному воспитанию в педагогическом процессе будет различным. И все же, если верно понимать поставленные ныне цели и задачи перед образованием, то независимо от предметной ориентации школы и ее предпочтения тем или иным методикам преподавания, место духовного воспитания в развитии учеников должно быть определено в соответствии с теми требованиями, которые нарождающийся тип культуры предъявляет к человеку завтрашнего дня.



Категория: Мои статьи | Добавил: wolkan (11.07.2009)
Просмотров: 1279 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Новое на сайте
[21.09.2018]
ПЛАН ВИХОВНОЇ РОБОТИ на 24-28 вересня 2018р (0)
[21.09.2018]
5-й навчальний тиждень з 01 по 05 жовтня 2018 року. Переглядаємо й виконуємо завдання до уроку №5 (0)
[19.09.2018]
Заходи до Дня миру в Кіндратівській СШ (0)
[18.09.2018]
Звіт з реалізації Програми національно-патріотичного виховання за вересень 2018 р. (0)
[17.09.2018]
Щодо реалізації в Кіндратівській СШ Плану заходів щодо відзначення 100-річчя Національної академії наук (0)
[14.09.2018]
ПЛАН ВИХОВНОЇ РОБОТИ на 17-21 вересня 2018 р (0)
[14.09.2018]
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧНИЙ ПЛАН УРОКІВ МИСТЕЦТВА У 10 (11) КЛ. (ДО ПІДРУЧНИКА Л.МАСОЛ МИСТЕЦТВО – К.: ВД «ОСВІТА», 2018. - 224 С.) (0)
[13.09.2018]
4-й навчальний тиждень з 24 по 28 вересня 2018 року. Переглядаємо й виконуємо завдання до уроку №4 (0)
[08.09.2018]
В ОШ №22 Краматорска открыли современный кабинет физики (0)
[07.09.2018]
Про результати відбору підручників для 5 і 10 класів (0)
[07.09.2018]
Про відзначення в Кіндратівській СШ І-ІІІ ст. 75-ї річниці вигнання нацистських окупантів з території Донбасу (0)
[07.09.2018]
Про відзначення в Кіндратівській СШ І-ІІІ ст. 75-ї річниці вигнання нацистських окупантів з території Донбасу (0)
[06.09.2018]
ПЛАН ВИХОВНОЇ РОБОТИ на 10-21 вересня 2018 р (0)
[06.09.2018]
3-й навчальний тиждень з 17 по 21 вересня 2018 року. Переглядаємо й виконуємо завдання до уроку №3 (1)
[03.09.2018]
УВАГА!!! Навчальний і Робочий день скорочують у спеку (0)
[03.09.2018]
Новые санитарные нормы для школьников (0)
[03.09.2018]
9 клас. Мистецтво (за Л.Масол), Тема 1-2. Школи і лідери модерну. Інтерактивний плакат (0)
[03.09.2018]
СВЯТО ПЕРШОГО ДЗВОНИКА В КІНДРАТІВСЬКОМУ ЗЗСО (0)
[31.08.2018]
Министерство здравоохранения Украины не рекомендует школьные линейки (0)
[31.08.2018]
РОЗКЛАД РУХУ ШКІЛЬНОГО АВТОБУСУ 03 вересня (0)
[31.08.2018]
В.Спиваковский: как проводить эту проклятую линейку? (0)
[31.08.2018]
Електронні підручники для 1 класу Мистецтво. (0)
[30.08.2018]
2 навчальний тиждень з 10 по 14 вересня 2018року. Переглядаємо урок №2 (3)
[24.08.2018]
КАЛЕНДАРНЕ ПЛАНУВАННЯ МИСТЕЦТВО 10 клас (за підручником Л.Масол) ОНОВЛЕНО! (0)
[23.08.2018]
ТИПОВА ОСВІТНЯ ПРОГРАМА ПОЧАТКОВОЇ ОСВІТИ Цикл І (1 – 2 класи) (редакція Шиян) (0)
[23.08.2018]
ПРОГРАМА "МИСТЕЦТВО" 1-4 (О.Я. Савченко та Р.Б. Шиян) (0)
[23.08.2018]
До уваги вчителів мистецтва й музичного мистецтва Костянтинівського району! (0)
[23.08.2018]
ПЛАН РОБОТИ РАЙОННОЇ МЕТОДИЧНОЇ КОМІСІЇ ВЧИТЕЛІВ МИСТЕЦТВА НА 2018-2019 н.р. (0)
[23.08.2018]
МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ ЩОДО ВИВЧЕННЯ МИСТЕЦЬКИХ ДИСЦИПЛІН В НОВОМУ 2018-2019 НАВЧАЛЬНОМУ РОЦІ (0)
[23.08.2018]
Календарне планування уроків «Мистецтва» для 1 класу за підручником Т.Є.Рубля, Т. Л. Щеглова, І. Л. Мед 2 год на тиждень (0)
[23.08.2018]
Орієнтовне календарне планування уроків мистецтва 1 клас  до підручника Л.Г. Кондратової (0)
[23.08.2018]
Орієнтовне календарне планування уроків  музичного мистецтва 1 клас до підручника О.Лобової (0)
[23.08.2018]
Орієнтовне календарне планування уроків  музичного мистецтва в 1 класі  до підручника Л.М.Масол (0)
[23.08.2018]
Орієнтовне календарне планування уроків  музичного мистецтва в 1 класі  до підручника Г.О. Кізілова, О.А.Шулько (0)
[23.08.2018]
Орієнтовне календарне планування уроків музичного мистецтва у 1 класі до підручника Н.А.Лємишева (0)
[23.08.2018]
II сесія НУШ (0)
[19.08.2018]
Профсоюз: работу учителей в субботу 1 сентября должны компенсировать (0)
[15.08.2018]
Звіт з реалізації Програми національно-патріотичного виховання за серпень 2018 р. (0)
[11.08.2018]
10 клас. Мистецтво. Урок 1. Мистецтво Африканського регіону (Інтерактивний плакат) (1)
[11.08.2018]
10 клас. Мистецтво (за підручником Л.Масол) (0)
Наші партнери
 




Сайт учителя музичного мистецтва Толоконнікової Жанни Василівни


Сайт учителя музичного мистецтва Юанова Станіслава Маграіловича


Облако тегов
Профсоюз

Санаторно-курортное лечение


ПЕНСІЙНИЙ КАЛЬКУЛЯТОР (розрахувати свою майбутню пенсію можна ТУТ)

Печать страницы
Нашему сайту
Copyright MyCorp © 2018Сайт создан в системе uCoz