Кіндратівська спеціалізована школа І-ІІІ ступенів
з поглибленим вивченням інформатики та програмування
Костянтинівської районної ради Донецької області

МИСТЕЦТВО В ШКОЛІ

Сайт змішаного мобільного дистанційного навчання
Навчайтесь на нашому сайті!



 
Пятница, 05.06.2020, 22:09
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [105]
методические статья [0]
в разделе размещены методические материалы
Мини-чат
Наш опрос
Обераємо "КЛАС РОКУ-2019"
Всего ответов: 14
Видео
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
РЕКЛАМА
Block content
Самое популярное
[29.09.2009]
ПРОГРАММА ПРЕЗИДЕНТА ШКОЛЫ (0)
[26.09.2009]
МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА (конспект урока-лекции по художественной культуре в 9 классе) (0)
[22.06.2014]
Календарь учителя на 2014-2015 учебный год (3)
[13.09.2009]
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧНЕ ПЛАНУВАННЯ УРОКІВ МУЗИЧНОГО МИСТЕЦТВА (11)
[10.02.2014]
МОЛОДЕЖЬ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Сценарий выступления агитбригады (0)
[31.08.2017]
Мистецтво. 9 клас. Уроки (за підручником Л.Масол) (4)
[28.05.2013]
Сценарий открытия пришкольного лагеря (с игровой программой) (0)
[01.12.2009]
Сценарий "ДЕНЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ" (7)
[31.08.2017]
Мистецтво. 9 кл (Л.Масол) Уроки 1-2. Школи і лідери модерну (6)
[01.09.2012]
Стихи ко Дню освобождения Донбасса (1)
[08.06.2017]
Матеріали для проведення Першого уроку у 2017/2018 навчальному році (0)
[23.08.2011]
Календарно-тематичне планування уроків музичного мистецтва в 1-8 класах (10)
[08.10.2017]
Конспекти уроків мистецтва. 9 клас (за підручником Л.Масол) (4)
[28.11.2012]
Сценарий к Международному Дню инвалидов (0)
[01.12.2012]
Сценарий ко Дню святого Николая (0)
[19.06.2016]
Навчальні плани на 2016-2017 рік (для всіх класів і всіх типів шкіл) (0)
[22.08.2011]
План виховної роботи школи на 2011-2012 навчальний рік (2)
[06.09.2009]
ОСЕННИЙ БАЛ и ОСЕННИЙ УТРЕННИК (сценарии) (0)
[19.06.2013]
Сценарий закрытия летнего пришкольного лагеря (игровая программа) (0)
[17.02.2014]
Сценарий конкурсной программы на 8 Марта "Мисс весна" для старшеклассников (0)
[08.09.2014]
Календарно-тематичне планування з предмета «Захист Вітчизни» 10-11 класи (1,5 години) (0)
[17.08.2013]
календарно-тематичне планування уроків музичного мистецтва в 1-2 класах за новою програмою 2013-2014 н.р (0)
[14.07.2016]
План виховної роботи школи на 2016-2017 н.р. (0)
[12.08.2014]
Річний план роботи педагога-організатора на 2014-2015 н.р. (0)
[29.06.2015]
Готуємо навчальні плани на 2015-2016 н.р. (0)
[07.08.2011]
Конспект Першого уроку " Україна-наш спільний дім" (0)
[20.08.2011]
Конспект первого урока "«Украина - наш общий дом» " (на русском языке) (8)
[25.07.2013]
План виховної роботи школи на 2013-2014 навчальний рік (0)
[13.09.2009]
ПРИВЕТСТВИЕ УЧАЩИХСЯ на ЮБИЛЕЕ РАЙОНА (сценарий) (0)
[27.02.2013]
Сценарий праздничного концерта для учителей школы, посвященного 8 Марта (0)
Главная » Статьи » Мои статьи

Инновационные подходы в организации обучения музыке на основе ИКТ

“Инновационные подходы в формировании ключевых компетенций в организации музыкального образования в общеобразовательной школе на основе ИКТ”

ВВЕДЕНИЕ

Ни для кого не секрет, что наше общество переживает в настоящее время серьезный духовный кризис. Одной из главных причин этого кризиса является установка на развлекательные формы массовой культуры. Наибольший ущерб нанесен детскому дошкольному и школьному музыкально-эстетическому образованию. Оно подменяется формированием потребительского отношения к музыкальному искусству. Художественные и музыкальные вкусы зачастую складываются в условиях преобладания музыкального ширпотреба. Такое положение очень беспокоит меня как человека, воспитанного на лучших образцах классической музыки, как гражданина, наблюдающего утерю культурных традиций в нашем обществе, как педагога – учителя музыки в общеобразовательной школе. И как любого неравнодушного человека эта обеспокоенность побуждает меня к действию: надо что-то менять.
Идея обновления музыкального образования в школе не давала мне покоя, побуждала к поиску новых форм и методов работы, пересмотру программного материала по музыке.
Концепция обновления образования на основе ИКТ выдвигает новые критерии качества образования. Выпускник школы должен получить систему универсальных знаний, которые помогут ему успешно адаптироваться на рынке труда; обладать высокой креативностью мышления, позволяющей творчески подходить к решению проблем; быть зрелой личностью, способной критически оценивать окружающую действительность и поступающую извне информацию. В реализации этих задач я вижу большую значимость предметов художественно-эстетического цикла и уроков музыки в частности.
Базируясь на системе музыкального образования Д.Б.Кабалевского, системе развивающего обучения Л.В. Занкова, используя инновационные программы по музыке, методические пособия, освоив нетрадиционные формы организации учебной и внеучебной работы, создал свою систему организации музыкального образования в специализированной школе с углублённым изучением информатики и программирования на основе использования ИКТ.
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ БЛОК.
Модуль 1. История и краткая характеристика школьных программ по музыке. Противоречия между целями музыкального образования и реальными задачами музыкального обучения и воспитания в современных условиях.
В 1977 г. была опубликована программа по музыке для общеобразовательных школ (экспериментальная), подготовленная Д.Б.Кабалевским и его последователями: Э.Б.Абдуллиным, Т.А.Бейдер, Т.Е.Вендровой. В программе определяются задачи музыкального воспитания, исходя из общих целей подготовки человека будущего, всесторонне развитого, который должен овладеть музыкальной культурой как важнейшей и неотъемлемой частью общечеловеческой духовной культуры. Музыка может воспитать доброту, отзывчивость, чуткость в отношении к людям, сформировать нравственно-эстетический идеал. Эти цели актуальны сегодня и даже в большей степени, чем раньше. Кабалевский трактует задачу воспитания музыкальным искусством как средством жизни человека (музыкальный язык – это язык человеческих отношений, мыслей, находящийся в контексте других искусств).
В 80-е годы были пересмотрены взгляды на роль искусства в формировании нравственно-эстетических чувств детей и юношества в системе общеобразовательной школы. Возникла проблема создания такой системы музыкального воспитания, которая отразила бы специфику музыки как предмета искусства. Для этого разрабатывается идея тематического построения программ с целью объединения всех элементов и составляющих урока в единое понятийно-музыкальное искусство.
Работая по системе Д.Кабалевского с 1988 года, я был удовлетворен содержанием этой программы, добился неплохих результатов. Но, постепенно набираясь педагогического опыта, как и большинство моих коллег, стал замечать ряд противоречий:
Во-первых, вся система школьного образования базировалась на знаниях, умениях и навыках, а в программе Кабалевского о ЗУНах речь шла как бы вскользь: они признавались как необходимое, но не достаточное условие приобретения музыкальной грамотности. Почему же уровень музыкальной культуры школьников растет так медленно, школьники не только не приобретают музыкальной грамотности, но и не овладевают элементами музыкальной грамоты? Что нужно делать, чтобы получить качественный рост музыкальной культуры выпускников школы? Напрашивается вывод, что процесс музыкального образования нельзя рассматривать как простое суммирование процессов обучения и воспитания. Образование должно стать самостоятельным процессом, направленным на работу с образом будущего. В системе Кабалевского отсутствует очень важное звено: ее авторы не предложили механизма диагностики уровня образованности выпускника школы по предмету “Музыкальное искусство”. Система оценок для музыкального обучения вовсе не пригодна для процесса образования.
Во-вторых, несомненно за годы работы по программе Д.Б.Кабалевского удалось поднять и престиж учителя музыки, и сам урок музыкального искусства в школе, но, заглядывая в будущее, необходимо и критически осмыслить проблемы музыкального образования в резко изменившейся социокультурной среде, искать пути его обновления. По-прежнему актуальными остаются вопросы: как сделать урок музыки уроком искусства? Какая роль отводится в этом процессе самой музыке, учителю, ее преподающему, и ребенку, ее постигающему?
В-третьих, в последние годы содержание музыкального образования обновлялось в расширительном и информационном плане: введение фольклора, духовной (церковной) музыки, новых произведений и жанров, привлечение других видов искусства (так называемые интегрированные уроки) с применением современных ИКТ. Однако это обновленное содержание остается отчужденным от ребенка, поскольку по-прежнему преобладают информативные методы обучения: все продолжает держаться на учителе, а ребенок не “проживает” полученные знания и, значит, не понимает смысла своей деятельности.
Время предъявляет совсем другие требования к уроку музыкального искусства: важнейшая роль отводится чувствам и эмоциям; комплексному воздействию на учеников (на их психику, моторику, физиологию); единству эмоционального, художественного и сознательного отношения к музыке. Эффективность уроков музыкального искусства зависит не столько от программы и методик, сколько от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и педагогического мастерства.
Модуль 2.Теоретическая интерпретация опыта.
Современная программа по музыке непременно должна отвечать следующим требованиям:
• Признание равноправными всех видов музыкальной деятельности ребенка: хоровое пение, слушание – восприятие музыки, музыкально-ритмическое движение, игра на элементарных инструментах, музыкальное творчество – импровизация, постижение основ музыкальной грамоты.
• Включение таких важных составляющих, как духовная (церковная) музыка и фольклор.
• Направление работы по интеграции художественных дисциплин.
• Включение музыкальной психотерапии как эффективного средства в борьбе против школьных неврозов.
• Организация современного музыкального досуга школьников.
• Отбор музыкального материала для хорового пения, который осуществляется самим учителем на основе национальных особенностей музыкальной культуры народа и традиций конкретного региона Украины.
• Эти взгляды на современное музыкальное образование, выдвинутые государственным стандартом образования, совпали с моими педагогическими замыслами и помогли разрешить мои внутренние противоречия в профессиональной деятельности. В отличие от учебной работы, целью которой является “усвоить”, “повторить”, “закрепить”, для меня очень важным и близким является “пережить”, “оценить”, “создать”, “выразить”. Мне очень импонируют отношения в системе “учитель – ученик” с приставкой “со”: сопереживание, сотрудничество, соучастие, сотворчество. Все это вкупе привело меня к воплощению концепции развивающего образования в своей школе на основе применения современных коммуникативных средств обучения. Основной задачей обучения на основе ИКТ является: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли школьников и как надежная основа усвоения ими знаний, умений и навыков.
Система построена на следующих дидактических принципах:
• обучение на высоком уровне сложности,
• ведущая роль теоретических знаний,
• изучение программного материала быстрым (а самое главное, индивидуальным) темпом,
• осознание школьниками процесса учения в открытом Интернет-пространстве,
• систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых.
П. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК.
Модуль 1.Организация психолого-педагогического исследования.
Не претендуя на новаторство, все-таки хочу отметить, что идея развивающего обучения на основе использования открытого Интернет-пространства начала реализовываться еще в начале 2000-х годов, но в музыкальное образование внедрить эту систему никто не решался. Поэтому для учителей музыки этот подход представился как инновационный. С целью отслеживания результатов внедрения новой системы обучения, своевременного внесения коррективов было организовано психолого-педагогическое исследование совместно с психологом школы.
Была выдвинута гипотеза: музыкальное образование с использованием персонального сайта учителя и других открытых Интернет-ресурсов будет способствовать более высокому уровню общего развития познавательных функций, развитию творческих способностей, повышению интереса учащихся к урокам музыки.
Работа была разбита на этапы:
I этап подготовительный май – август 2008 года
Изучение теоретических основ системы мобильного обучения в открытом Интернет-пространстве.
II этап – диагностический, сентябрь 2009 г.
1. Изучение уровня психологической зрелости и развития познавательных функций в
экспериментальном и контрольном классах (6-7 классы).
2. Изучение отношения к предмету (6-7 кл.).
3. Изучение отношения к учителю (7-8 кл.).
4. Изучение уровня развития музыкальных способностей.
III. этап – практический: сентябрь 2009 – май 2013 гг.
Внедрение новой программы и обучающего контента по музыкальному искусству на платформе персонального сайта педагога. Апробация учебно-методических комплектов в 6-7-х классах.
IV. этап – аналитический:
Сбор фактических данных с помощью разных методов исследования (анкетирование, тестирование, творческие конкурсы, музыкальные викторины, наблюдение, собеседование). Установление связей, подтверждающих гипотезу (или отвергающих её).
На I ступени – май 2012 г.
На II ступени – май 2013 г.
В конце каждого учебного года на школьном педагогическом совете подводятся предварительные итоги исследования
.Модуль 2.Методы и приемы музыкального образования в системе мобильного обучения на платформе персонального сайта педагога.
Под методами музыкального образования понимаются определенные действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального образования школьников. В педагогической деятельности учителя музыки применяются практически все общепедагогические методы, выполняющие обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную функции. В начальных классах основными методами являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой. В среднем и старшем звене на первый план выступают эвристический и исследовательский методы. В моей методической копилке имеется достаточно дидактического материала для организации познавательной деятельности учащихся (карточки, технологические карты, опорные сигналы и т.п.). Но, исходя из специфики предмета, все применяемые общепедагогические методы приобретают на уроках музыки несколько другую форму. Например, самый распространённый словесный метод на уроках музыки применяется в качестве образно-психологического настроя на духовное единение ребёнка с музыкальным искусством. Наглядный метод преломляется в наглядно-слуховой, наглядно-выразительный и т.д.
Существует особая группа методов, определяемых спецификой музыкального искусства:
• метод наблюдения за музыкой;
• метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать;
• метод импровизации;
• метод сопереживания;
• метод музыкального обобщения, забегания вперёд и возвращения к пройденному;
• метод размышления о музыке.
Работая по программе Л.Масол в системе мобильного обучения с использованием открытых Интернет-ресурсов, выбираю методы (как общепедагогические, так и специфические), которые способствуют развитию музыкально-слуховых представлений, творческой фантазии, воображения, исполнительской выразительности. В сюжет учебных занятий включаю игры и упражнения, способствующие музыкально-творческому саморазвитию учащихся: “Ищем рифмы”, “На воображаемой бандуре”, “Крещендо в листьях тополя”, “Времена года в цвете и звуке”, “Поём вопросы и ответы”, “Продолжи сказку” и другие. Разнообразие форм и методов работы, их умелое варьирование на уроке позволяет вовремя переключить внимание детей, поддержать интерес, предупредить утомление. Большое значение в учебной деятельности придаю охране психологического и физического здоровья детей. Урок музыки в структуре учебного дня может находиться не в самое продуктивное и благоприятное время. Порой дети приходят на урок чрезмерно возбуждённые или, наоборот, морально подавленные, нервно истощённые. В моём арсенале имеется набор музыкальных произведений, оказывающих психотерапевтическое воздействие на учащихся. Например, для уменьшения раздражительности включаю “Лунную сонату” Бетховена или Сонату ре минор Прокофьева; для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – “Вальсы” Штрауса; для поднятия общего жизненного тонуса – “Венгерскую рапсодию №2” Листа. Каждый урок включает в себя обязательную гимнастику для глаз по методу Аветисова и динамическую паузу.
Очень важно на уроке оптимально сбалансировать когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты. Для этого стараюсь исключить следующие ситуации:
• перегрузка информацией при недогрузке эмоциональной и поведенческой сфер – детям скучно, нудно;
• эмоциональная и информационная перегрузка – у детей начинает болеть голова, наблюдается усталость;
• поведенческая перегрузка – вереница однообразных упражнений без мотивации.
Модуль 3. Учёт психологических, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
В учебной и неурочной деятельности взаимодействую со всеми возрастными группами учащихся, но в большей степени соприкасаюсь с младшими школьниками и подростками. Младших школьников отличает особая восприимчивость к различным видам искусства. Высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы, всех органов чувств позволяет им интенсивно обогащать свои зрительные, слуховые, обонятельные и особенно речеслуховые представления, которые являются основой образной памяти, образного мышления, богатого воображения и ассоциаций. Для воссоздающего воображения детей характерны сила, яркость, живость. Дети легко перевоплощаются в различных героев художественных произведений. Младшие школьники эмоционально отзывчивы, непосредственно и откровенно выражают свои переживания, чувства. Но в то же время они отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, у них преобладает непроизвольное внимание. Ещё одной очень важной особенностью этого возраста является низкая распределяемость внимания – всего на два-три объекта. Мне удаётся, учитывая эти особенности, создавать на уроке оптимальные условия для познавательной и творческой деятельности учащихся.
Проблема формирования интереса подростков музыкальному развитию и обучению является более сложной, но не менее важной. Подростки отличаются большой эмоциональной возбудимостью, бурным проявлением своих чувств, они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы взорваться на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам. Их отличает большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками, противоречивость чувств. У подростков сильно развито чувство принадлежности к группе, поэтому они острее и болезненнее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение учителя. Для них большое значение приобретают межличностное общение в среде сверстников. Учитывая эти особенности, стараюсь на уроках предоставить возможности желающим продемонстрировать свои способности перед сверстниками, внимательно выслушиваю точку зрения каждого, особенно осторожно отношусь к музыкальным интересам и пристрастиям подростков. Одно неосторожное оценочное суждение о каком-либо современном исполнителе или группе может вызвать замкнутость, отгороженность или даже враждебность ученика. Вызвать эмоциональный отклик на серьёзную музыку у подростка очень трудно. И здесь решающую роль играют различные дискуссии, диспуты, где подростки чувствуют себя на равных с взрослыми и отстаивают своё право на собственную точку зрения.
Модуль 4. Нетрадиционные формы организации учебной и внеурочной деятельности учащихся.
С целью координации деятельности школы по художественно-эстетическому образованию школьников создан клуб общения с искусством “Души прекрасные порывы”. Согласно Положению о клубе его членами могут быть ученики, учителя, родители. В клубе организуются встречи с интересными людьми, проводятся музыкально-литературные гостиные, диспуты, праздники искусства, тестирование по музыке, музыкально-литературные вечера. Ежегодно в школе проводится неделя музыки, вокальная группа выступают на школьных и районных сценах.
На Совете клуба обсуждается план работы, организационные вопросы по подготовке мероприятий, анализируется их результативность.
В учебной деятельности стали “традиционными” такие нетрадиционные формы как интегрированные уроки литературы и музыки, уроки взаимопроникновения классической и современной музыки, уроки-суды, уроки-концерты и др.
Одной из ярких черт нашей дидактической системы является неукоснительное требование к учителю обеспечить добрые, доверительные отношения с учениками, насыщенные положительными эмоциями.
Имея достаточно содержательный Интернет сайт с фонотекой программных произведений, видеотекой с записями концертов выдающихся музыкантов, танцоров и т.д., наборы методических пособий для учащихся, который стал в 2011 победителем Всеукраинского конкурса образовательных сайтов педагогов (по версии издательства «Школьный мир») приступил к внедрению системы мобильного обучения на платформе персонального сайта.

III. РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Модуль 1. Самоанализ урока.
Каждый урок в системе музыкального образования выполняет свою строго определённую роль, решает конкретную задачу. Самоанализ каждого проведённого урока позволяет вовремя скорректировать цели и задачи, побуждает искать новые формы и методы. При подготовке урока уделяю большое внимание сохранению целостности урока, созданию интонационной атмосферы эпохи, страны, времени года, в которую необходимо “погрузить” учащихся. И, приступая к рефлексии своей деятельности на уроке, прежде всего, оцениваю, удалось ли этого достичь. Очень важным для меня аспектом является кульминационный момент урока. Именно он может создать неизгладимое впечатление от услышанного и увиденного и зафиксировать это в долговременной памяти ребёнка. Не менее важно считаю успешность коммуникации через вербальные и невербальные средства общения. Анализ урока с этой точки зрения позволяет предвидеть “непредвиденные” ситуации на уроке, когда учащиеся (особенно подростки) неохотно идут на контакт с учителем. Только после такого глубокого внутреннего осмысления урока можно ответить на основной вопрос: достиг ли урок своей цели?

Модуль 2. Результативность музыкального образования.
Педагогическая диагностика (анализ успеваемости по предмету, тестирование, наблюдения за учащимися) показывает достаточно высокий уровень обученности учащихся – 78-81% учащихся обучаются на достаточном и высоком уровне; более 30% учащихся учатся в Школе искусств; тестирование по музыке выявили высокий уровень обученности учащихся, обучающегося по системе мобильного обучения. И самым большим достижением считаю возросшие творческие способности учащихся: они самостоятельно пишут рассказы, стихи и песни.
В ходе психолого-педагогического исследования проводилась комплексная диагностика познавательных способностей учащихся, обучающихся по системе мобильного обучения и по традиционной системе, в течение 4 лет: с момента поступления детей в 1-ый класс и при выпуске из начальной школы. Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе показала, что на начало года уровень готовности учащихся 1 класса был практически одинаковым с уровнем 2 класса (контрольного). Т.е. обучение по системе мобильного обучения (1а) и по традиционной системе (1 б) началось с равных стартовых условий. В конце учебного года результаты в 1 классе оказались значительно выше (см. Рис.1).

Диагностика психологической готовности учащихся к обучению в школе
(начало и конец года).

Психолог: М.В.Смирнова
Рис.1
Вывод: Диаграмма показала, что на начало года уровень готовности учащихся 1А и 1Б (контрольного) классов почти одинаков. Т.е. обучение по системе мобильного обучения (1А) и по традиционной системе (1Б) началось в равных стартовых условиях. В конце учебного года результаты в 1А классе оказались значительно выше.
Также в течение четырёх лет изучались интеллектуальные способности учащихся этих же классов. Выявлялся уровень развития интеллектуальных способностей в начале обучения в 1А и в 1Б классах, проведена контрольная диагностика в конце учебного года и при выпуске из начальной школы (в 4А и 4Б класса). Как показали результаты, в классе, обучающемся по системе мобильного обучения, показатели интеллектуального развития значительно выше, чем в контрольном классе (см. Рис.2). Анализ структуры интеллекта также показал более высокий уровень овладения такими логическими операциями как анализ, синтез, классификация, обобщение.

Диагностика мышления

Психолог: М.В.Смирнова
Рис. 2
Вывод: Посредством стандартизированных интеллектуальных тестов выявились группы детей с высоким и выше среднего уровнем мышления. На момент начала обучения в 1 классе количество учащихся с высоким и средним уровнем мышления в 1А и 1Б классах было практически одинаковым ( 66% и 65.5%). В конце первого года обучения и при выпуске из начальной школы показатели уровня развития мышления значительно выше в 4 классе. Дети успешно овладели логическими операциями: анализ, синтез, классификация, обобщение.
В шестых и седьмых классах было проведено анкетирование учащихся по выявлению интересов к учебным предметам. По сравнению с предметами математики, украинского и русского языков, литературы, географии, биологии ученики отдают предпочтение уроку музыки. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития учебной мотивации к данному предмету (см. Рис.3).

Карта интереса к учебным предметам у учащихся 6 - 7-х классов
(2012-2013 учебный год)

Психолог: М.В.Смирнова
Рис. 3
Вывод: Анкетирование учащихся по карте интересов показало, что учащиеся проявляют значительный интерес к уроку музыки. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития учебной мотивации к данному предмету
С целью выявления отношения учащихся к учителю было проведено анкетирование учащихся седьмых классов “Учитель глазами детей”. Учащиеся высоко оценили гностические способности учителя, эмпатии и эмоциональность. Результаты анкетирования выявили демократический стиль общения учителя с учащимися, его высокий профессионализм, стремление к установлению доверительных конструктивных отношений (см. Рис.4)

Отношение учащихся к учителю.
Оценка его профессионализма и стиля общения.
С целью выявления отношения учащихся к учителю музыкального искусства было проведено анкетирование учащихся 7-8-х классов. Результаты анкетирования свидетельствуют о положительном отношении учащихся к педагогу в целом. Высокую оценку получили гностические способности учителя. Дети отмечают высокий профессионализм учителя, эрудицию. Достаточно высоко оцениваются способности к сопереживанию, сотрудничеству, т.е. эмпатические способности. Стиль общения учителя с учащимися – демократический. Учитель стремится строить свои отношения с учащимися на конструктивной основе, на уважении их личностных особенностей.

Психолог: М.В.Смирнова
Рис.4

.Модуль 3. Перспективы развития педагогического опыта.
Анализ результатов работы по собственной системе мобильного музыкального образования с использованием открытых Интернет-ресурсов позволяет сделать вывод, что она действительно способствует раскрытию творческого потенциала детей, создаёт условия для развития их природных задатков, формирует творческую личность. Это наводит на размышления о природе творчества, его психологических предпосылках, творческой одарённости. Появилась потребность к изучению теоретических наработок в этой области:
• “Психология искусства” Л.С. Выготский;
• “Психология музыкальных способностей” Б.М.Теплов;
• труды зарубежных авторов К.Тейлора, Е.Торренса, отечественных – Н.Лейтеса, А.Матюшкина о структуре детской одарённости и путях её развития.
Естественно, в большей степени меня интересует музыкальная одарённость. Б.М.Теплов называет музыкальной одарённостью “... качественное своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью”. В составе музыкальной одарённости выделяется комплекс индивидуально-психологических способностей, называемых музыкальностью. Основной признак музыкальности – переживание музыки, которое по своему существу является эмоциональным переживанием. Если ребёнок эмоционально реагирует на музыку (к этому я стремлюсь на своих уроках), то его уже можно считать потенциально одарённым в области музыки. Как, обучая всех, создать условия для развития детей с особыми музыкальными способностями?
Проблема развития творческой индивидуальности – это новая, очень интересная для меня тема по самообразованию. А это значит, что мне предстоит снова искать, апробировать, сомневаться и снова искать.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Пиличаускас А. Познание музыки как воспитательная проблема. М., “Мирос”, 1992 г.
2. Астафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973 г.
3. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1983 г.
4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1997 г.
5. Выготский Л.С. Психология искусства.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений т.3, 4, 6.
7. Смирнова Е.О. Проблема общения ребёнка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной, ж. “Вопросы психологии. ”, 1996 г., №6.
8. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960 г.
9. Белобородова В.К. Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002 г.
10. Дмитриева А.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., “Академия”, 1998 г.
11. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990 г.
12. Смирнов М.С. Эмоциональный мир музыки. М., “ Музыка. ” 1990 г.
13. Лыс Л.И. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования.
Сборник статей. г.Киев., “Музыкальная Украина” ., 1989 г.
14. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.,1996 г.
15. Усов М.В. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 10. М., “Музыка”, 1991 г.
16. Лейтес Н.С. Психология одарённости детей и подростков. М., “Академия”, 2000 г.
17. Шиянов Е.А., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., “Академия”, 2000 г.
18. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальной школе. М., “Просвещение”, 1980 г.
19. Ригина Г.С. Программа “Музыка” по системе Занкова Л.В. (1-3). М.,“Просвещение”, 1996г.
20. Ригина Г.С. Программа “Музыка” (1-4). М., “Просвещение”, 2001 г.
21. Амонашвили Ш.А. Единство цели. (В добрый путь ребята). Пособие для учителей.М., “Просвещение”, 1987 г.
22. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М., “Университет”, 1990 г.
Категория: Мои статьи | Добавил: wolkan (03.01.2014)
Просмотров: 1219 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Новое на сайте
[01.06.2020]
Поздравление директора школы с окончанием учебного года и Днем защиты детей (0)
[19.05.2020]
Звіт з реалізації Програми національно-патріотичного виховання дітей та молоді на 2020 р у Кіндратівській спеціалізованій школі І-ІІІ ступен (0)
[18.05.2020]
Перевіримо знання про українську вишиванку (0)
[18.05.2020]
Заходи до Всесвітнього дня вишиванки: (0)
[18.05.2020]
Віртуальна виставка "Червоні жорна" (0)
[18.05.2020]
Червоні жорна. До дня пам'яті жертв політичних репресій (0)
[16.05.2020]
Сторінками архіву 6 класу 2019-2020 н.р. (0)
[16.05.2020]
Поради МОН "Як заповнювати класний журнал" (0)
[16.05.2020]
Всім педагогам школи зареєструватися у гугл-класі з організаційних питань виховної роботи (0)
[16.05.2020]
Конкурсні малюнки "Мої права" 3 клас (0)
[16.05.2020]
Колажі до Дня Європи в Україні «Україна ‒ європейська держава» (0)
[13.05.2020]
День Європи Колаж "Україна - держава європейська" 10 клас (0)
[09.05.2020]
Створено підручник з дистанційного навчання для вчителів (0)
[09.05.2020]
Відповідь Представника Уповноваженого з прав людини про педагогів-пенсіонерів (0)
[09.05.2020]
Щодо завершення 2019-2020 навчального року (0)
[09.05.2020]
Зареєстровано законопроект № 3430, який передбачає скасування дискримінаційних норм щодо педагогів -пенсіонерів (0)
[08.05.2020]
Використання дистанційних технологій під час карантинних заходів у Кіндратівській СШ з предметів мистецтва (0)
[07.05.2020]
ПРОПОНУЄМО ДИСТАНЦІЙНЕ НАВЧАННЯ ДЛЯ ВИХОВАНЦІВ ГУРТКІВ: «ЛЮБУВАННЯ ПРИРОДОЮ» та «ЛЮДИНА І ДОВКІЛЛЯ» Костянтинівського РЦДЮТ (0)
[07.05.2020]
Пишаємось, пам"ятаємо, дякуємо. Ветерани ІІ Світової війни с.Кіндратівка Костянтинівський район Донецька область (0)
[07.05.2020]
Пишаємось, пам"ятаємо, дякуємо. Ветеран ІІ Світової війни Горбачов Костянтин Іванович (0)
[07.05.2020]
Вітання з 9 Травня від Донецького обкому профспілки працівників освіти і науки (0)
[01.05.2020]
Інтерактивна карта досвіду роботи з використанням дистанційних технологій вчителів мистецтва Костянтинівського району (0)
[27.04.2020]
Сертифікат №БЦ-С-4970 курсів "Додатки Гугл" 06-24.04.2020 р 60 годин (0)
[25.04.2020]
Графік підсумкових тематичних і контрольних завдань з музичного мистецтва 5-7 класи й мистецтва 8-9 класи Учитель: Кущенко Е.Б. УВАГА!!! ВСІ (0)
[23.04.2020]
Звіт з реалізації Програми національно-патріотичного виховання дітей та молоді (0)
[18.04.2020]
Курси "Цифрові технології у викладанні мистецтва" - 30 год. сертифікат №17032020-240 від 17.03.2020 р (0)
[10.04.2020]
Як навчатися в Classroom. Відеоінструкції для учнів (0)
[06.04.2020]
35 навчальний тиждень з 18 по 22 травня 2020 року (0)
[06.04.2020]
34 навчальний тиждень з 11 по 15 травня 2020 року (0)
[05.04.2020]
0:29 / 3:50 Я маю КОД Класу Google Classroom. Як приєднатися до Класу? (0)
[05.04.2020]
УВАГА!!! Конкурс "Лідер року - 2020" триває! (0)
[05.04.2020]
Запрошуємо учнів на навчання з використанням дистанційної технології "Гугл-клас" (0)
[05.04.2020]
Щодо отриманя довідки за результатами навчання за дистанційними технологіями під час карантину (0)
[02.04.2020]
для участі у дистанційному навчальному курсі «Додатки Google в освітній діяльності» (0)
[02.04.2020]
33 навчальний тиждень з 04 по 08 травня 2020 року (1)
[02.04.2020]
ДИСТАНЦІЙНЕ НАВЧАННЯ-ПЕРЕХОДИМО ДО ГУГЛ-КЛАСУ (0)
[01.04.2020]
32 навчальний тиждень. З 27 квітня по 30 квітня 2020 року (1)
[31.03.2020]
План заходів щодо популяризації науки та інновації в Кіндратівській СШ І-ІІІ ст на 2020 р (0)
[30.03.2020]
Довідка про стан викладання та рівень навчальних досягнень учнів з правознавства в Кіндратівській спеціалізованій школі І-ІІІ ступенів з п (0)
[28.03.2020]
Інструкція "Як приєднатися до навчального класу в Google Classroom" (0)
Наші партнери
 




Сайт учителя музичного мистецтва Толоконнікової Жанни Василівни


Сайт учителя музичного мистецтва Юанова Станіслава Маграіловича


Облако тегов
Профсоюз

Санаторно-курортное лечение


ПЕНСІЙНИЙ КАЛЬКУЛЯТОР (розрахувати свою майбутню пенсію можна ТУТ)

Печать страницы
Нашему сайту
Copyright MyCorp © 2020Сайт создан в системе uCoz