МИСТЕЦТВО В ШКОЛІ
Сайт змішаного мобільного дистанційного навчання
Навчайтесь на нашому сайті!



 
Среда, 19.09.2018, 01:26
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [90]
методические статья [0]
в разделе размещены методические материалы
Мини-чат
Наш опрос
Який формат сучасного уроку для вас найзручнішій
Всего ответов: 5
Видео
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
РЕКЛАМА
Block content
Самое популярное
[29.09.2009]
ПРОГРАММА ПРЕЗИДЕНТА ШКОЛЫ (0)
[26.09.2009]
МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА (конспект урока-лекции по художественной культуре в 9 классе) (0)
[22.06.2014]
Календарь учителя на 2014-2015 учебный год (3)
[13.09.2009]
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧНЕ ПЛАНУВАННЯ УРОКІВ МУЗИЧНОГО МИСТЕЦТВА (11)
[10.02.2014]
МОЛОДЕЖЬ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Сценарий выступления агитбригады (0)
[01.12.2009]
Сценарий "ДЕНЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ" (7)
[28.05.2013]
Сценарий открытия пришкольного лагеря (с игровой программой) (0)
[01.09.2012]
Стихи ко Дню освобождения Донбасса (1)
[08.06.2017]
Матеріали для проведення Першого уроку у 2017/2018 навчальному році (0)
[23.08.2011]
Календарно-тематичне планування уроків музичного мистецтва в 1-8 класах (10)
[19.06.2016]
Навчальні плани на 2016-2017 рік (для всіх класів і всіх типів шкіл) (0)
[28.11.2012]
Сценарий к Международному Дню инвалидов (0)
[31.08.2017]
Мистецтво. 9 кл (Л.Масол) Уроки 1-2. Школи і лідери модерну (6)
[01.12.2012]
Сценарий ко Дню святого Николая (0)
[22.08.2011]
План виховної роботи школи на 2011-2012 навчальний рік (2)
[06.09.2009]
ОСЕННИЙ БАЛ и ОСЕННИЙ УТРЕННИК (сценарии) (0)
[19.06.2013]
Сценарий закрытия летнего пришкольного лагеря (игровая программа) (0)
[17.08.2013]
календарно-тематичне планування уроків музичного мистецтва в 1-2 класах за новою програмою 2013-2014 н.р (0)
[17.02.2014]
Сценарий конкурсной программы на 8 Марта "Мисс весна" для старшеклассников (0)
[08.09.2014]
Календарно-тематичне планування з предмета «Захист Вітчизни» 10-11 класи (1,5 години) (0)
[14.07.2016]
План виховної роботи школи на 2016-2017 н.р. (0)
[12.08.2014]
Річний план роботи педагога-організатора на 2014-2015 н.р. (0)
[29.06.2015]
Готуємо навчальні плани на 2015-2016 н.р. (0)
[07.08.2011]
Конспект Першого уроку " Україна-наш спільний дім" (0)
[25.07.2013]
План виховної роботи школи на 2013-2014 навчальний рік (0)
[08.10.2017]
Конспекти уроків мистецтва. 9 клас (за підручником Л.Масол) (4)
[31.08.2017]
Мистецтво. 9 клас. Уроки (за підручником Л.Масол) (4)
[20.08.2011]
Конспект первого урока "«Украина - наш общий дом» " (на русском языке) (8)
[13.09.2009]
ПРИВЕТСТВИЕ УЧАЩИХСЯ на ЮБИЛЕЕ РАЙОНА (сценарий) (0)
[09.04.2010]
Сценарий выступления агитбригады отряда"НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ",посвященного 65-й годовщине Победы (0)
Главная » Статьи » Мои статьи

КАК ОЦЕНИТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ УЧЕНИКА?
Как оценить музыкальные способности ученика? Об этом думает каждый учитель музыки.Ему все время приходится отметкой, поощрением, порицанием выражать свое отношение к ученику. Вполне естественно, что оно зависит и от того, какое мнение сложилось у учителя о музыкальных способностях каждого.
Если один ученик хорошо поет, легко запоминает мелодии, поневоле учитель музыки оказывает ему предпочтение: и похвалит, и скорее простит такому небрежность в работе. Другой же скован, бубнит что-то себе под нос, с трудом узнает на слух выученные в классе произведения.
«Немузыкален!» — подумает о таком учитель музыки и, возможно, поставит «тройку» и в школьный хор не пригласит. Чувствуя предвзятое отношение учителя и будучи неуверен в себе, такой ученик рискует навсегда потерять интерес и к уроку, и к музыке.

Таким образом, характер подхода учителя к вопросу о музыкальных способностях оказывает влияние на музыкальное развитие детей. Поэтому, чтобы не быть несправедливым, учителю музыки необходимо знать, каковы представления о сущности такого, казалось бы, привычного понятия — музыкальные способности.
Критерии музыкальных способностей, по крайней мере по сравнению с другими видами способностей, представляются как музыкантам, так и людям с музыкой не связанными, наиболее очевидными. В сфере оценки музыкальных способностей с незапамятных времен господствуют три компонента: слух, чувство ритма и музыкальная память. Справедливость этих критериев до последнего времени ни у кого не вызывала сомнений. И в самом деле, каждому ясно, что, не различая звуки по высоте или по ритму, не будучи в состоянии запоминать услышанное, нельзя и думать о серьезных занятиях музыкой. С этим мнением, хотя и не без оговорок, можно было бы согласиться, но ведь при оценке музыкальной одаренности экзаменаторы чаще всего берутся утверждать, что чем более развиты у ребенка слух, чувство ритма и музыкальная память, тем больше вероятность, что его ждет блестящее музыкальное будущее.

В последние годы ошибочность такой точки зрения начинают признавать ученые и у нас, и за рубежом. Необходимость обновления наших представлений о музыкальных способностях вызвана многими фактами. По Н. Слонимского (США), «только 10% чудо-детей становятся выдающимися музыкантами». Слишком большой процент «отсева», чтобы его можно было отнести за счет плохого руководства и возможной нерадивости «чудо-детей». Этот же исследователь приводит и другие данные: «70% великих виолончелистов проявили свои способности очень рано». Но 30% их не проявили в столь же раннем возрасте. А ведь речь идет о великих виолончелистах, а не о музыкантах средней
величины. Значит, даже для того, чтобы стать великим, не обязательно в раннем детстве проявлять из ряда вон выходящий музыкальный слух и память.
В дополнение к сказанному можно привести еще одну деталь. Например, китайцы, в силу специфики языка, где значение слова зависит от интонации, как правило, не затрудняются в воспроизведении мелодии. Но из этого, естественно, нельзя заключить, что все они музыкально одарены.

Стремление полагать способности к звукоразличению и к запоминанию элементов музыки главными свойствами, определяющими музыкальное будущее человека, характеризовало американскую музыкально-психологическую школу.
Просуществовав более 50 лет в качестве господствующей методики диагностики музыкальных способностей, эта школа, основные принципы которой еще в 20-е годы сформулировал американский психолог К. Сишор, в 80-е годы перестала удовлетворять самих тестологов. Вот одно из характерных высказываний, принадлежащее американскому ученому В. Даулингу: «Важные индивидуальные различия между музыкальными и немузыкальными людьми лежат не в их сырых перцептивных способностях, а в их способности иметь дело с соответствующим культурным материалом в актуальных музыкальных контекстах. Нельзя, конечно, сказать, что нет врожденных способностей, предрасполагающих к музыкальному развитию, но уровень его не есть просто результат большей сенсорной способности».
Кризис существующих взглядов на сущность музыкальных способностей прослеживался и в советской школе преподавания сольфеджио. Один из крупнейших педагогов Е. В. Давыдова пишет: «Далеко не всегда хороший, с точки зрения сольфеджио, слух или умение написать диктант говорит о том, что перед нами способный музыкант. Можно привести массу примеров, когда крупный исполнитель, обладая индивидуальными особенностями, не мог хорошо писать диктант по сольфеджио». Голоса, призывающие отказаться от слишком узкой трактовки понятия «музыкальные способности», можно умножить. Здесь и чехословацкие ученые М. Кодим и В. Кебза, финский исследователь К. Карма, английский психолог и музыкант Д. Дэвис.
Однако, согласившись с необходимостью пересмотра критериев музыкальной одаренности, широкие круги музыкантов-педагогов на данном этапе, по-видимому, лишь усложнили бы свою работу. Учитель музыки, слыша уверенное, чистое интонирование, видя, что ученик легко запоминает мелодии разучиваемых в классе песен, обычно не сомневается в том, что перед ним ребенок, обладающий прекрасными музыкальными способностями. Но нужно прежде всего иметь в виду, что речь идет не о способности поддержать пение товарищей, не испортив его, и даже украсив, а о музыкально-творческих способностях (чистое пение еще не является показателем последних).

«Хорошо,— скажет учитель музыки.— Не слух, не чувство ритма и не музыкальная память, но что же? До сих пор можно было пользоваться пусть несовершенными, но весьма определенными критериями. Их ведь не заменишь в практической работе рассуждениями о необходимости их обновления». В этой ситуации можно бы ответить, что было бы нелепо говорить о полном отказе от существующих критериев музыкальных способностей. Дело в другом, а именно в том, чтобы не решать на основании наличия музыкального слуха, чувства ритма и памяти вопрос музыкального развития ребенка.
Иногда приходится слышать и такие рассуждения родителей: «Зачем нашему ребенку уроки музыки? И слуха у него нет, и петь он не умеет». Здесь учитель музыки может сказать, что недостаточное развитие слуха вовсе не говорит об отсутствии музыкальности. С другой стороны, учитель музыки может «успокоить» некоторых не в меру восторженных родителей, которые, говоря о том, что у их ребенка «абсолютный слух», думают, что у них растет будущий  музыкальный гений.

Что касается научных представлений о музыкальных способностях, то исследования в этой области только начинаются. Тем не менее основные сферы поисков уже обозначились. Наряду со «слуховой» теорией восприятия музыки с древнейших времен существуют и другие, но им не придавалось до сих пор должного значения. Еще в античном мире господствовало мнение о том, что «музыка воспринимается не столько слухом, сколько умом», и эти взгляды поддерживались многими мыслителями от Пифагора до Плутарха. Пианист И. Гофман, говоря о  музыкальном таланте, отмечал как главную «специальную способность к быстрому овладению музыкальными проблемами». Б. Асафьев в книге «Слух Глинки» пишет об осознании «слуха, как творческого явления, ибо слух в его (Глинки.— Д. К.) культуре — при учете всех естественных в его основе лежащих данных — все же создание завоевывающего мир человеческого разума».

Все большее число ученых склоняется к тому, что музыкальные способности — это особого рода духовные способности, неразрывно связанные с музыкальной культурой. Они развиваются в процессе музыкальной деятельности, восприятия музыки и собственно музыкального творчества, и никакие слуховые данные не гарантируют выдающихся творческих достижений сами по себе.

Определение музыкальной грамотности, воспитание которой является целью программы по музыке, тесно связано и с категорией широко понимаемых музыкальных способностей. «Музыкальная грамотность — это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное, это особое «чувство музыки», заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определить автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы». Более того, если все это доступно человеку, если он чувствует себя уверенно в огромном здании музыкальной культуры, то слух у него безусловно есть и память тоже. И, что самое главное, его слуха и памяти хватает, чтобы быть художественно образованным человеком и наслаждаться искусством.
Таким образом, музыкально-эстетическая сущность способностей становится особенно значимой. Приблизиться к коренному разрешению проблемы музыкальной одаренности ученые стремятся, исследуя психологические закономерности слухообразного мышления. «Кто совершенно явственно слышит внутреннее духовно-интонационное единство в конкретном музыкальном материале произведения, тот может считать себя настоящим музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем). Интонационно мыслить — значит слышать жизнь в звуках, сквозь обобщенную интонацию лирического героя ощущать его душу, смотреть на мир его глазами»,— пишет В. Медушевский.
Школьные уроки музыки прежде всего нацелены на развитие именно такого слышания, где музыкальные стили воспринимаются как живые страницы духовной культуры человечества.
О воспитании чувства стиля пишет Д. Б. Кабалевский во вступительной статье к программе по музыке, упоминая о воспитании «способности «с лету», после однократного прослушивания, схватывать самое существенное в сравнительно большом количестве разных сочинений».
Неслучайно в этой фразе употребление слова «способность». Как и всякая другая способность, чувство стиля развивается и воспитывается, но если кто-то из учащихся ориентируется в различных стилях лучше других, лучше других без объяснения учителя находит музыкально-эстетические особенности данного стиля, на него следует обратить особое внимание. Вполне возможно, что его склонность к музыкальным обобщениям говорит о незаурядных музыкальных способностях.

В процессе знакомства с различными музыкальными стилями на уроках музыки сложились новые формы работы. Например, требуется определить на слух автора незнакомой музыки, имея выбор из нескольких имен. Подобные задания вызывают интерес у учащихся и разнообразят формы проверки знаний на уроке.
Существует и еще один аспект рассмотрения музыкальных способностей, связанный с тем, что музыкально одаренные люди часто обладают еще и лингвистическими способностями. Близость музыки и речи замечена многими учеными, в том числе и музыковедами. Языковой аспект рассмотрения музыкальных способностей представляется перспективным многим специалистам в области музыкальной психологии. Наличие в музыке типичного набора интонаций, свойственных каждой эпохе, своего рода «интонационного словаря»,  как его назвал Б. Асафьев; иерархичность музыкального языка, которая в области музыкального синтаксиса прямо ассоциируется с фразами и предложениями словесной речи; существование определенной системы правил, которая управляет сочетаемостью элементов музыкального языка,— эти и многие другие аспекты сходства музыки и речи позволяют особо выделить значимость языкового подхода к проблеме музыкальных способностей.

Наряду с речью с древнейших времен известно сходство музыки и математики.
«…Связь математического и музыкального таланта требует исследования формальных и значимых параллелей между структурой и методами обеих областей. Итак, математика изучает формальные структуры, естественные или изобретенные, и музыкальные формы от гамм до симфоний всегда отличались высокой структурностью. Много образцов современной и экспериментальной музыки можно охарактеризовать как изобретение и приверженность к формальным структурам, где эстетика частично следует из согласованности правил композиции»,— пишет американский ученый Д. Фероу.

Поиск общности между математическими, лингвистическими и музыкальными способностями ведется и теоретически и экспериментально. В ходе этих исследований становится все более ясно, что музыкальное мышление не отделено от других видов человеческого мышления непроходимой стеной. При всей специфичности музыкальных способностей они связаны невидимыми нитями с другими видами способностей, со всеми качествами личности в целом.

В связи с этим вспоминается высказывание З. Кодая, приведенное Д. Кабалевским в cтатье «Классик венгерской музыки»: «И тут выяснилось, что в тех школах, где музыка преподается как каждодневный учебный предмет, дети лучше и легче успевают и по другим дисциплинам. В этом нет ничего удивительного, все очень просто: ежедневное занятие музыкой, пусть и краткое, настолько возбуждают ум, что он становится восприимчивым ко всему остальному». Почему это происходит, пока со всей определенностью нельзя ответить. Мы еще слишком мало знаем о себе и о  закономерностях собственного мышления, особенно художественного.
Однако научное доказательство объективности найденных Кодаем фактов позволило бы уделять урокам музыки гораздо больше времени. Вероятно, не случайно в Основных направлениях школьной реформы названо важнейшей задачей значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания. Однако практические выводы из этого положения еще не сделаны в полном объеме. Уроки музыки пока представляются многим учащимся и родителям как нечто необязательное.

Музыка оживляет ум, раскрепощает мышление, хотя основной ее сферой по-прежнему остается эмоциональный мир человека. Очевидно, не только с эмоциями как таковыми связана музыка и не только воспитание чувств ей подвластно.

Несмотря на недостаточно глубокую изученность способностей музыкальных и немузыкальных, уже сейчас можно рекомендовать учителям музыки поинтересоваться, кто из детей особенно хорошо успевает по математике и иностранному языку, повнимательней присмотреться к ним. И вполне вероятно, что эти дети проявят себя и как музыканты — активные исполнители и заинтересованные слушатели. Может быть, именно среди них нашлись бы желающие учиться играть на музыкальных инструментах. Великий Альберт Эйнштейн и не менее знаменитый Шерлок Холмс играли на скрипке с большим удовольствием. Здесь есть над чем задуматься…

Но, конечно, и это мы никогда не забудем, наша главная цель — ввести в мир музыки каждого, а не только найти таланты. Не отвратить школьника от музыки, а сделать его поклонником ее. В контексте массового музыкального образования, а не профессионального отбора, особенно актуально звучит мысль Б. Теплова о том, что нет абсолютно немузыкальных людей. Вопрос лишь в том, какова музыкальность того или иного человека. Сравнение слуховых данных, навыков интонирования, музыкальной памяти учащихся не имеет особого значения. Музыка настолько многогранна, что позволяет каждому проявить себя.
Об этом со всей определенностью говорит Д. Кабалевский в статье «Еще о педагогических оценках на уроке музыки». Он пишет: «Ученик может проявить себя в вокальной сфере как хороший солист в хоровом исполнении музыки, как исполнитель на каком-либо музыкальном инструменте (даже в четырехручии с учителем), обнаружить хорошее «чувство интонации» при импровизации, интерес к чтению книг о музыке, к слушанию музыки по радио, телевидению, дома и в концертах, интуитивное или осознанное отношение к качеству музыки и ее исполнению, интерес к другим видам искусства… И вот тут найти двух более или менее одинаковых ребят практически невозможно».

Здесь еще раз подтверждается необходимость индивидуального подхода, учета специфики музыкальных способностей каждого и, соответственно, гуманной оценки знаний учащихся. Лишь очень ленивые и не желающие с уважением относиться к предмету ученики заслуживают плохих оценок. Остальные же вполне могут получать оценки по «двухбалльной» системе т. е. «четыре» и «пять». Вообще, фетишизации оценки не должно быть места в школе, особенно когда речь идет об искусстве, о предметах эстетической направленности. Иначе мы рискуем убить в ученике главное — любовь и интерес к музыке. И как это ни покажется странным, многие выдающиеся педагоги-музыканты включали такую ничем не уловимую любовь в число реальных музыкальных способностей.
Историк пианизма Г. Коган в книге «У врат мастерства» приводит высказывание русского пианиста М. Лешетицкого, который говорил о том, что можно развить слух, улучшить несовершенную руку, но чувство нельзя создать. Ему вторит и А. Шнабель: «Главное — это любовь, любовь к музыке». Причем не просто главное, а существенный фактор, влияющий на музыкальное развитие ученика, являющийся весомым компонентом его способностей.
Конечно, даже если признать любовь к музыке в качестве одного из признаков музыкальной одаренности, ни научное описание этой «любви», ни тем более ее «измерение» пока не представляются возможными. Но существует и  объективный фактор, о котором знают и из своего опыта, и из наблюдений над другими многие музыканты и педагоги.

Истинно любящий музыку человек не способен слушать ее небрежно, а тем более разговаривать, когда она звучит.

Вот как пишет об этом канадский виолончелист Л. Марш: «Я люблю разговоры. Но если играет музыка- я должен отдать ей все свое внимание. Если музыка и разговор идут вместе, я разрываюсь на части».
К сожалению, этого нельзя сказать о многих современных молодых людях. Те, кому с детства не привиты навыки слушания музыки, часто глухи к искусству, их музыкальные способности так и остались неразвитыми. В который раз приходится возвращаться к наболевшей проблеме пустых концертных залов. Совершенствование эстетических запросов невозможно без воспитанной с детства музыкальности, умения ориентироваться в разных стилях и жанрах. В этом смысле школьные уроки музыки могут дать гораздо больше, чем даже занятия в музыкальной школе, где несколько произведений часто изучаются довольно долго.

Подъем музыкальной культуры, на который нацелена программа, конечно же, не будет мгновенным: первоклассники, начавшие по ней заниматься, в большинстве своем еще не закончили школу. Однако несомненно, что развитие музыкальных способностей каждого создает условия для выдвижения ярких талантов, для расцвета всей музыкальной культуры. Отсутствие же узости во взглядах на сущность музыкальных способностей позволяет учителю музыки с надеждой смотреть на всех своих учеников и думать, что у них есть все данные, чтобы никогда с музыкой не расставаться.
Категория: Мои статьи | Добавил: wolkan (23.10.2009)
Просмотров: 4136 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Новое на сайте
[18.09.2018]
Звіт з реалізації Програми національно-патріотичного виховання за вересень 2018 р. (0)
[17.09.2018]
Щодо реалізації в Кіндратівській СШ Плану заходів щодо відзначення 100-річчя Національної академії наук (0)
[14.09.2018]
ПЛАН ВИХОВНОЇ РОБОТИ на 17-21 вересня 2018 р (0)
[14.09.2018]
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧНИЙ ПЛАН УРОКІВ МИСТЕЦТВА У 10 (11) КЛ. (ДО ПІДРУЧНИКА Л.МАСОЛ МИСТЕЦТВО – К.: ВД «ОСВІТА», 2018. - 224 С.) (0)
[13.09.2018]
4-й навчальний тиждень з 24 по 28 вересня 2018 року. Переглядаємо й виконуємо завдання до уроку №4 (0)
[08.09.2018]
В ОШ №22 Краматорска открыли современный кабинет физики (0)
[07.09.2018]
Про результати відбору підручників для 5 і 10 класів (0)
[07.09.2018]
Про відзначення в Кіндратівській СШ І-ІІІ ст. 75-ї річниці вигнання нацистських окупантів з території Донбасу (0)
[07.09.2018]
Про відзначення в Кіндратівській СШ І-ІІІ ст. 75-ї річниці вигнання нацистських окупантів з території Донбасу (0)
[06.09.2018]
ПЛАН ВИХОВНОЇ РОБОТИ на 10-21 вересня 2018 р (0)
[06.09.2018]
3-й навчальний тиждень з 17 по 21 вересня 2018 року. Переглядаємо й виконуємо завдання до уроку №3 (0)
[03.09.2018]
УВАГА!!! Навчальний і Робочий день скорочують у спеку (0)
[03.09.2018]
Новые санитарные нормы для школьников (0)
[03.09.2018]
9 клас. Мистецтво (за Л.Масол), Тема 1-2. Школи і лідери модерну. Інтерактивний плакат (0)
[03.09.2018]
СВЯТО ПЕРШОГО ДЗВОНИКА В КІНДРАТІВСЬКОМУ ЗЗСО (0)
[31.08.2018]
Министерство здравоохранения Украины не рекомендует школьные линейки (0)
[31.08.2018]
РОЗКЛАД РУХУ ШКІЛЬНОГО АВТОБУСУ 03 вересня (0)
[31.08.2018]
В.Спиваковский: как проводить эту проклятую линейку? (0)
[31.08.2018]
Електронні підручники для 1 класу Мистецтво. (0)
[30.08.2018]
2 навчальний тиждень з 10 по 14 вересня 2018року. Переглядаємо урок №2 (3)
[24.08.2018]
КАЛЕНДАРНЕ ПЛАНУВАННЯ МИСТЕЦТВО 10 клас (за підручником Л.Масол) ОНОВЛЕНО! (0)
[23.08.2018]
ТИПОВА ОСВІТНЯ ПРОГРАМА ПОЧАТКОВОЇ ОСВІТИ Цикл І (1 – 2 класи) (редакція Шиян) (0)
[23.08.2018]
ПРОГРАМА "МИСТЕЦТВО" 1-4 (О.Я. Савченко та Р.Б. Шиян) (0)
[23.08.2018]
До уваги вчителів мистецтва й музичного мистецтва Костянтинівського району! (0)
[23.08.2018]
ПЛАН РОБОТИ РАЙОННОЇ МЕТОДИЧНОЇ КОМІСІЇ ВЧИТЕЛІВ МИСТЕЦТВА НА 2018-2019 н.р. (0)
[23.08.2018]
МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ ЩОДО ВИВЧЕННЯ МИСТЕЦЬКИХ ДИСЦИПЛІН В НОВОМУ 2018-2019 НАВЧАЛЬНОМУ РОЦІ (0)
[23.08.2018]
Календарне планування уроків «Мистецтва» для 1 класу за підручником Т.Є.Рубля, Т. Л. Щеглова, І. Л. Мед 2 год на тиждень (0)
[23.08.2018]
Орієнтовне календарне планування уроків мистецтва 1 клас  до підручника Л.Г. Кондратової (0)
[23.08.2018]
Орієнтовне календарне планування уроків  музичного мистецтва 1 клас до підручника О.Лобової (0)
[23.08.2018]
Орієнтовне календарне планування уроків  музичного мистецтва в 1 класі  до підручника Л.М.Масол (0)
[23.08.2018]
Орієнтовне календарне планування уроків  музичного мистецтва в 1 класі  до підручника Г.О. Кізілова, О.А.Шулько (0)
[23.08.2018]
Орієнтовне календарне планування уроків музичного мистецтва у 1 класі до підручника Н.А.Лємишева (0)
[23.08.2018]
II сесія НУШ (0)
[19.08.2018]
Профсоюз: работу учителей в субботу 1 сентября должны компенсировать (0)
[15.08.2018]
Звіт з реалізації Програми національно-патріотичного виховання за серпень 2018 р. (0)
[11.08.2018]
10 клас. Мистецтво. Урок 1. Мистецтво Африканського регіону (Інтерактивний плакат) (1)
[11.08.2018]
10 клас. Мистецтво (за підручником Л.Масол) (0)
[26.07.2018]
План виховної роботи школи на 2018-2019 навчальний рік (0)
[17.07.2018]
ПЛАН РОБОТИ на 03 – 07 вересня 2018 року (0)
[15.07.2018]
Створення курсу в системі Moodle (0)
Наші партнери
 




Сайт учителя музичного мистецтва Толоконнікової Жанни Василівни


Сайт учителя музичного мистецтва Юанова Станіслава Маграіловича


Облако тегов
Профсоюз

Санаторно-курортное лечение


ПЕНСІЙНИЙ КАЛЬКУЛЯТОР (розрахувати свою майбутню пенсію можна ТУТ)

Печать страницы
Нашему сайту
Copyright MyCorp © 2018Сайт создан в системе uCoz