МИСТЕЦТВО В ШКОЛІ
Сайт мобільного дистанційного навчання
МОБІЛЬНО! ЗРУЧНО! КОРИСНО!
Навчайтесь на нашому сайті!



 
Вторник, 06.12.2016, 17:55
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [86]
методические статья [0]
в разделе размещены методические материалы
Мини-чат
500
Наш опрос
Який формат мультимедійного уроку вам більш зручніше використовувати в роботі?
Всего ответов: 3
Видео
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
РЕКЛАМА
Block content
Самое популярное
[29.09.2009]
ПРОГРАММА ПРЕЗИДЕНТА ШКОЛЫ (0)
[22.06.2014]
Календарь учителя на 2014-2015 учебный год (3)
[26.09.2009]
МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА (конспект урока-лекции по художественной культуре в 9 классе) (0)
[13.09.2009]
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧНЕ ПЛАНУВАННЯ УРОКІВ МУЗИЧНОГО МИСТЕЦТВА (11)
[01.12.2009]
Сценарий "ДЕНЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ" (7)
[10.02.2014]
МОЛОДЕЖЬ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Сценарий выступления агитбригады (0)
[23.08.2011]
Календарно-тематичне планування уроків музичного мистецтва в 1-8 класах (10)
[19.06.2016]
Навчальні плани на 2016-2017 рік (для всіх класів і всіх типів шкіл) (0)
[22.08.2011]
План виховної роботи школи на 2011-2012 навчальний рік (2)
[01.12.2012]
Сценарий ко Дню святого Николая (0)
[28.05.2013]
Сценарий открытия пришкольного лагеря (с игровой программой) (0)
[06.09.2009]
ОСЕННИЙ БАЛ и ОСЕННИЙ УТРЕННИК (сценарии) (0)
[01.09.2012]
Стихи ко Дню освобождения Донбасса (1)
[28.11.2012]
Сценарий к Международному Дню инвалидов (0)
[17.08.2013]
календарно-тематичне планування уроків музичного мистецтва в 1-2 класах за новою програмою 2013-2014 н.р (0)
[19.06.2013]
Сценарий закрытия летнего пришкольного лагеря (игровая программа) (0)
[29.06.2015]
Готуємо навчальні плани на 2015-2016 н.р. (0)
[07.08.2011]
Конспект Першого уроку " Україна-наш спільний дім" (0)
[12.08.2014]
Річний план роботи педагога-організатора на 2014-2015 н.р. (0)
[25.07.2013]
План виховної роботи школи на 2013-2014 навчальний рік (0)
[13.09.2009]
ПРИВЕТСТВИЕ УЧАЩИХСЯ на ЮБИЛЕЕ РАЙОНА (сценарий) (0)
[20.08.2011]
Конспект первого урока "«Украина - наш общий дом» " (на русском языке) (8)
[09.04.2010]
Сценарий выступления агитбригады отряда"НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ",посвященного 65-й годовщине Победы (0)
[16.08.2011]
Конспект першого уроку «Україна - наш спільний дім» (Другий варіант) (0)
[02.10.2009]
Программа кандидата в ПРЕЗИДЕНТЫ ШКОЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТА (3)
[02.11.2009]
Сценарий КВН-ЮИД (2)
[17.02.2014]
Сценарий конкурсной программы на 8 Марта "Мисс весна" для старшеклассников (0)
[18.09.2009]
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА на 1 семестр 2009/2010 уч. года (6)
[03.09.2011]
План роботи класного керівника на 2011-2012 навчальний рік (1)
[27.11.2011]
аналіз позакласного виховного заходу (0)
Главная » Статьи » Мои статьи

Конкурс «Експертиза підручника» (вимоги) для учасників конкурсу "Вчитель року"

Рецензия - отзыв на учебно-методический комплекс по музыке

4 класс 12 - летней общеобразовательной школы.

Издательство «Алматыкiтап» 2003

Авторы Ш.Кульманова, Л.Гаук, И.Яковлева

I.Соответствие содержания учебника стандарту и программе.

Учебник красочный, яркий, хороший формат. Отвечает требованиям стандарта и программы. В целом все темы доступны и интересны детям. Наибольший интерес дети проявляют к темам, материал которых построен на народном фольклоре.

1.Соответствие часов программе

Учебник соответствует программе, рассчитанной на 51 час в неделю.

2.Научность содержания

Материал подобран правильно, научно.

3.Доступность

Темы подобраны с учётом возрастных особенностей, от простого к сложному, вызывают интерес и эмоциональный отклик.

4.Развивающие, воспитывающие возможности учебника

В целом учебник способствует музыкальному и эмоциональному развитию детей этого возраста. Соблюдается последовательность понятий, принцип от простого к более сложному.

II. Развивающий уровень методического аппарата (наличие вопросов, заданий, практических работ)

1.Есть ли задания на повторение, закрепление

Да, есть задания на повторение и закрепление пройденного материала.

2.Самостоятельные работы

Есть задания для самостоятельного выполнения: « нарисуй, спой, разгадай ребус, запиши в тетради». Есть дидактические игры, игры народов РК.

3.Помогают ли задания развитию мышления.

Развитию мышления помогает образно–эмоциональный словарь. Задания помогают развивать мышление, умение думать, анализировать, сопоставлять. Задания интересные, развивающие творческое мышление.

4.Есть ли творческие задания

Да, творческие задания есть, ребята с ними справляются самостоятельно.

III. Структура учебника

1.Соответствие содержания программе

Темы подобраны с учётом возрастных особенностей. Они не сложны и доступны для понимания школьников. Песенный материал подобран очень удачно, соблюдена доступность произведений для исполнения, их сезонность. Особый интерес вызывают песни народов РК, где в процесс включены и дети, и их родители!

2. Логическая последовательность содержания

Соблюдается последовательность от простого к сложному.

3. Сколько параграфов, раскрывают ли они главу

Учебник разбит на темы, которые полностью раскрывают содержание.

4. Качество оформления (рисунки, схемы, таблицы и.т.д.)

В учебнике для 4 класса произошли значительные изменения. Стали более качественными репродукции картин художников и портреты композиторов. Но, всё же, есть ещё над чем Замечательно, что к темам подобраны народные орнаменты.

5.Качество пояснений

Пояснения даны хорошо, особенно помогают слова, данные в рамочках (словарь эмоциональных состояний).Прекрасно, что есть дву - язычный словарь!

6.Соответствие возрастным особенностям

В целом содержание соответствует возрастным особенностям, теоретический материал доступный, интересный, познавательный.Темы подобраны грамотно. Материал для слушанья и подобран удачно..

IV Есть ли ошибки (дидактические, технические, методические) укажите страницы

В учебнике нет разбивки материала по урокам. Методических и дидактических ошибок нет. Есть опечатки, но незначительные.

1.Методический комплекс

1.Учебник

2.Методическое пособие

3.Хрестоматия

4.Тетрадь – отсутствует

2.Качество тетрадей .

Качество тетради – хорошее. Есть небольшие опечатки.

3.Помогают ли они ребенку углубить свои знания

Учебник-да!

4.Помогают ли самоконтролю, самооценке

Да.

V.Качество методических пособий.

Хорошее. Методичка очень подробная! Хрестоматия дана хорошо, но пропущены некоторые песни.

VI.Дидактические материалы

1.Не повторяются ли вопросы-задания в учебнике

Нет, дублирования нет, а если и есть, то как закрепление пройденного материала.

2.Учтены ли интересы, потребности детей.

Учебник очень интересный!!! Приятно работать по нему, он составлен грамотно, не сложен, доступен, и вместе с тем даёт учащимся представление об искусстве народов РК.

Учебник интегрирован с историей, литературой, ИЗО, ДПИ. Детям учебник очень понравился, работают они по нему с удовольствием.

Учитель музыки ГУСШ № 55 г.Алматы Колесникова И.Е.

Рецензия - отзыв на учебно-методический комплекс по музыке

для 4 класса 12 - летней общеобразовательной школы.

Издательство «Алматыкiтап» 2006

Авторы Ш.Кульманова, Л.Гаук, И.Яковлева

1.Учебник

2.Методическое пособие

3.Хрестоматия

4.Тетрадь

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1.Учебник красочный, яркий,

В целом все картинки яркие, интересные детям, удобное расположение материала в учебнике.

2. Дизайн обложек учебника и тетради яркий, привлекает внимание.

3.Хорошо выполнены народные орнаменты

4.Красивые рисунки в национальном стиле

1.Формат учебника, начиная со 2 класса изменился. Всё же удобнее для учащихся не книжный, а альбомный вариант. Он удобнее для чтения, весь учебный материал урока может уложиться в один лист, что так же очень удобно.

2.Переплёты так же плохие, страницами очень тяжело пользоваться, при более сильном нажиме на переплёты страницы рассыпаются, уже к декабрю половина учебников «лопнули» в переплёте. Тоже самое и с Хрестоматией для учителя. А ведь она, в отличие от учебников учащимся, учителю даётся на несколько лет, а переплёт мягкий!

3.Все недочёты в учебнике связаны с набором и вёрсткой. Есть грамматические ошибки, опечатки, не высветлены многие картины и фотографии. Например: с.7 опечатка «хан Кончак» написано с маленькой буквы, плохо нарисованы гусли с.15, дети не узнают их, опечатки в тексте песни «Елiм –ай» написано ей, а «надо ай, елiм-ай».Есть так же опечатка в литературном переводе, вместо месяца январь написан декабрь!

4. «Нотная песенка» с.10 отсутствует в хрестоматии для учителя, в некоторых песнях недопечатаны слова, должно быть 3 куплета, а напечатано всего 2. /Например, песня «Если бы предки»/. Этот недостаток связывают с финансированием, дороговизной бумаги и т.д.

Безобразно разбросаны изображения людей в национальных костюмах на карте Казахстана, нет учёта их проживания на территории Казахстана./с.66-67/

Это недостатки издателей!

2.Темы подобраны с учётом возрастных особенностей. Они не сложны, приближены к условиям нашей республики и очень интересны!

Особенно ребятам понравились темы: «Рыцарский турнир», «Соловей, летучая мышь и Каракурт», «Виртуоз большой скрипки» и др.

Дети с удовольствием смотрели картины художников, рассматривали народные орнаменты, участвовали в ролевых играх. За творческие находки и большой кропотливый труд -авторам огромное спасибо!!!

Вопросы к пройденным темам в основном удачные и занимательные, учащимся нравится отвечать на них.

Появились песни на разных языках народов РК, что тоже положительно.

1.Несмотря на интерес детей к учебнику остаётся одна проблема: слишком много заданий для одного урока.

2.Не успели из-за большого объёма пропеть все песни народов Казахстана, а очень хотелось!!! И опять же это замечание не к авторам, а количеству уроков в неделю.

Учебник планировался на 51 час, а в итоге 34 урока!

На сегодняшний день в Японии 5 уроков музыки в неделю, а в России увеличивают количество уроков - два в неделю и до 11 класса!!! Может стоит добиться хоть 51 часовой нагрузки. Уроков музыки много не бывает. Кроме того, наши дети соприкасаются с уроками искусства в общеобразовательной школе всего до 6 класса, а седьмой и восьмой класс-самый трудный подростковый возраст 13-14 лет у них нет этих предметов и только в 9 классе появляются предметы «Искусство» и черчение, кроме того «Искусство» только в профильных школах! Налицо пробел в творческом развитии и в эстетическом воспитании! Почему, например, никому не придёт в голову сократить до 1 часа в неделю физкультуру, а наоборот, её количество увеличилось до 3-х часов, и это правильно. Но кто сказал, что физическое здоровье нации важнее духовного развития нации?

3.Соблюдается последовательность изучения понятий: тембр голоса, характер, настроение, выразительность, изобразительность, фольклор, наигрыш, народные инструменты. Даны понятия: концерт, опера, балет. Идёт знакомство с народными инструментами народов РК. Продолжается работа по музыкальной грамоте. Закрепляются понятия темп, динамика, ритм, фраза, регистр, жанр. Продолжается знакомство с музыкой композиторов – классиков, композиторов Казахстана, с классическими музыкальными инструментами, инструментами разных народов.

Словарь музыкальных терминов и эмоциональных состояний - большой плюс учебнику, но всё же переход со страницы, используемой на уроке к концу учебника сопровождается недоразумениями, отнимает время на уроке, приходится делать закладки, что тоже неудобно. Может, есть необходимость в начальной школе всё же печатать необходимую информацию сразу, на странице, не вынося её в конец учебника?

4.Песенный материал подобран удачно. Материала более удачный, по сравнению со 2 и 3 классами и распределение песен по темам тоже.

Особенно удачно подобран национальный материал, народный фольклор! Соблюдена доступность произведений для исполнения, их сезонность, художественная ценность.

Включены народные песни народов и композиторов Казахстана, мировая классическая музыка. Есть песня о школе на английском языке. Многие произведения доставили детям большое удовольствие!

Кроме фольклора разных народов /казахский, украинский, русский и т.д./ широко представлено ДПИ.

Много песен, посвящённых народным обычаям, традициям и праздникам.

1.В то же время песенный материал ещё требует доработки. Но песен таких, по сравнению с учебниками 1-3 классов, уже очень мало, например песня «Астана» - мелодически сложная.

2.Для более пристального изучения народного фольклора можно дать и по 2-3 песни народов Казахстана.

5.Материал для слушанья подобран удачно, есть произведения композиторов разных стран, разных стилей, о временах года. Особенно понравились детям произведения «Голос Азии» Бестыбаева, «Элизе» Бетховена, Скрипичный концерт Хачатуряна

и другие.

Замечаний нет!

С каждым учебником авторы «растут»

6.Есть дидактические, народные игры, ребусы, кроссворды, творческие, логические задания. Понравилось детям разгадывать ребусы, играть в народные игры! Хорошо, что основные понятия выделены в цветные «рамочки», что привлекает внимание детей.

1.Ребусы порой трудно разгадывать из-за плохих, не выразительных рисунков. /с.19,107/

7.Есть элементы сказки, загадки, пословицы, народные былины, сказания, поговорки, эпиграфы к темам.

Есть темы на повторение /Народная музыка с.102 /

Можно использовать больше примеров фольклора разных народов РК.

8.Есть элементы ритмики, нарисована «ритмическая строка».

Часто выполнение задания требует наличия музыкальных или шумовых инструментов, а материальная база не позволяет обеспечить всех детей инструментами. Всё это надо учесть создавая материально-техническую базу к урокам.

9. Наконец-то изменились репродукции, есть фамилии авторов, названия картин. Все замечания прошлых рецензий учтены.

Да и сами картинки в учебнике стали намного лучше.

Хорошо нарисованы народные костюмы.

По-прежнему портреты композиторов выполнены плохо!

Не всегда совпадает с оригиналом цветовая гамма. Надо высветить отдельные рисунки!

Хочется, чтобы портреты и картины были покрупнее! Надо напомнить издателям о «Здоровье сберегающих технологиях»!

10.Хорошо, что есть значки, обозначающие действие на уроке или домашнее задание.

(! - запомни,? - задания, тетрадь)

Задания составлены грамотно, имеют разностороннюю направленность, но их иногда многовато для одного урока./Если всего 34 часа/

11.Замечательно, что есть «Хрестоматия» к учебнику.

Желательно иметь и фонохрестоматию, иллюстрации картин, портреты композиторов и фонограммы к песням!

12. Хорошо, что есть образно–эмоциональный словарь на двух языках, словарь средств музыкальной выразительности, правила взяты в рамочку.

13.Замечательно, что к отдельным темам подобраны народные стихи, орнаменты, народные костюмы, эпиграфы, высказывания выдающихся людей» использовать на уроке.

14.Прекрасно, что есть тетрадь.

15.В конце учебника есть словарь на русском и казахском языке, что значительно расширяет разговорный багаж учеников, способствует лучшему усвоению казахского языка

     

В заключении: Учебник очень содержательный, интересный и для учащихся и для учителя, но жаль, что часы предмета «Музыка» сократили до 1 часа в неделю. На этот учебник и 1,5 часа было мало! Учебник составлен грамотно, уроки по нему можно проводить интересно и увлечённо!!!

На базе нашей школы 4 ноября 2006 года проводился Республиканский семинар, на котором присутствовали преподаватели музыки со всей Республики. После знакомства с учебниками, они особо отмечали их художественную ценность, изложение и подачу материала. Учебники для 6-леток очень понравились всем присутствующим /22 человека/. Многим хотелось начать учебный год с новыми учебниками, спрашивали, где их приобрести. Из сказанного выше понятно, что авторы создают новый, интересный учебник.

Тетрадь

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1.Тетрадь более содержательна по сравнению с 3-классом

2.Формат хороший.

3.Полиграфия удовлетворительная.

4.Ошибок уже значительно меньше.

В целом всем учащимся нравится работать в тетради.

5.Обложка стала более жёсткой, что говорит о том, что к нашим замечаниям прислушиваются.

Теперь что касается содержания тетради.

1.Дети уже более-менее привыкли к обозначениям в тетради, но всё же пока это не лучший выход!

2.В задании У-15 предлагается нарисовать слишком много музыкальных тем. Пожалуй, при одном часе в неделю, хватит 1- 2-х рисунков. /Вступление убрать!/

3.Для индивидуальной работы учителя предлагаю в конце каждой тетради оставлять 2-3 листа для творческих работ детей, например рисунков или сочинений.

4. Можно добавить /У-25/ раскраски орнаментов

5.У-34 есть ошибка в слове «меняется» написана буква «и».

6.Желательно оставить место для оценки в виде какого-нибудь нотного знака.

7.У-64 ошибка в названии песни .Надо исправить на «У ёлки»

8.У-73 с.45 «Портрет двух нот»-сделать крупнее

9.Можно увеличить формат тетради до альбомного!

Методическое пособие.

Методичка для 4 класса не имеет никаких замечаний! Всё расписано подробно, что даёт учителю не только общие понятия, но и конкретные темы для беседы на уроке. Дана тема четверти, отдельные темы. Но опять же не указано, сколько конкретно часов отводиться на каждую тему. Необходимо, если есть возможность, привлечь учителей-практиков для написания не только календарных планов, но и поурочных разработок! Ещё раз предлагаю один урок четверти оставлять на проведение Урока-концерта.

Методическое пособие составлено грамотно, в нём почти нет ошибок, что очень приятно.

Срочно необходима фонохрестоматия, ко всем классам. Тем более что в учебнике 4 класса использована музыка народов КР. Можно привлечь к этой работе национальные культурные центры г.Алматы, которые ,надеюсь помогут.

Вот такие основные замечания и предложения по предмету «Музыка» издательства «Алматыкiтап» на начало 2007-2008 учебного года.Только вот есть одна «горькая нотка» в проведении эксперимента, - это отношение к пятиклассникам, о которых либо никак не позаботились, либо отнеслись очень халатно!

Всем, кто создаёт учебники по всем предметам, желаю больших творческих успехов, счастья и здоровья. Надеюсь, что они не остановятся на достигнутом и создадут действительно «учебники будущего» отвечающие всем требованиям современности. Удачи вам в новом учебном году, вы делаете большое дело!!!

 

Категория: Мои статьи | Добавил: wolkan (13.11.2016)
Просмотров: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Новое на сайте
[05.12.2016]
Про відзначення в Кіндратівській СШ І-ІІІ ступенів 25-ї річниці референдуму на підтвердження Акта проголошення незалежності України (0)
[02.12.2016]
13 навчальний тиждень. З 05 по 09 грудня. Переглядаємо урок №13 (0)
[25.11.2016]
ПЛАН РАБОТЫ школьного ученического самоуправления на 28 ноября – 02 декабря 2016 г (0)
[25.11.2016]
12 навчальний тиждень. З 28 листопада по 2 грудня. Переглядаємо урок №12 (0)
[25.11.2016]
5 клас. Музичне мистецтво. Мультимедійна презентація. Урок за темою "Історія народу в піснях" (0)
[20.11.2016]
Сценарій проведення Лінійки – реквієму «Людської пам’яті мости…», присвяченої пам*яті жертв Голодоморів в Україні (0)
[19.11.2016]
План масових заходів шкільного учнівського самоврядування на 21-26 листопада 2016 року (0)
[17.11.2016]
Прямим текстом: Геноцид на низовому рівні. Об’єднані територіальні громади. Експертна програма (0)
[17.11.2016]
11 навчальний тиждень. З 21 по 25 листопада. Переглядаємо урок №11 (0)
[13.11.2016]
Приклад проведення Майстер-класу на Конкурсі "Вчитель року" номінація "Музичне мистецтво" (0)
[13.11.2016]
Експертиза підручника (0)
[12.11.2016]
ПЛАН ШКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ на 14 – 18 ноября 2016 г (0)
[11.11.2016]
Дружковка не готова к повышению минималки (0)
[11.11.2016]
ЗАКОН УКРАЇНИ Про добровільне об’єднання територіальних громад (0)
[11.11.2016]
Как быть, если конкретный населенный пункт не хочет объединяться ни с одной громадой? (0)
[11.11.2016]
А если какой-то громаде не будет хватать собственных денег? (0)
[11.11.2016]
Кто будет финансировать социальную сферу населенных пунктов, которые наотрез отказываются объединяться в громады? (0)
[11.11.2016]
Почему города и села не хотят объединяться (0)
[11.11.2016]
Бунт сельсоветов: громады не хотят объединения (0)
[10.11.2016]
10 навчальний тиждень. З 14 по 18 листопада. Переглядаємо урок №10 (0)
[10.11.2016]
Відзначення 40-ї річниці створення Української Громадської групи сприяння виконанню Гельсінських угод (0)
[09.11.2016]
І ЗНОВУ "КАРУСЄЛІ" НА ДОНБАСІ.Особливості "добровільного" об'єднання територіальних громад в зоні АТО. "Що це було?" (0)
[09.11.2016]
Большой скандал в маленькой Кондратовке (0)
[09.11.2016]
Децентралізація у Костянтинівському районі: збори без оголошень та «каруселі» - Новини До ТеБе (0)
[04.11.2016]
9 навчальний тиждень з 07 по 11 листопада (0)
[31.10.2016]
ІНФОРМАЦІЯ ПРО ЗАХОДИ З ВІДЗНАЧЕННЯ ДНЯ ВИЗВОЛЕННЯ УКРАЇНИ ВІД НІМЕЦЬКО-ФАШИСТСЬКИХ ЗАГАРБНИКІВ (0)
[31.10.2016]
До 72-ї річниці визволення України від німецько-фашистських загарбників (0)
[29.10.2016]
Де собака заритий.Урядом запропоновано підвищити МЗП до 3.200 грн,але відв'язати МЗП від нарахувань на зарплату бюджетників (0)
[29.10.2016]
Завдання для учнівського самоврядування на 8 навчальний тиждень.До уваги лідерів учнівського самоврядування! (0)
[29.10.2016]
8 навчальний тиждень Уроки. Домашні завдання (0)
[28.10.2016]
Метод проектів у системі учнівського самоврядування Автор: Рудіченко С.М., методист Костянтинівського РЦДЮТ (0)
[28.10.2016]
МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ щодо відзначення Дня пам'яті жертв голодоморів (0)
[28.10.2016]
Матеріали семінару педагогів-організаторів Костянтинівського району на базі Торського НВК (0)
[27.10.2016]
Освітяни столиці виходять на акцію протесту! (0)
[25.10.2016]
Для Вікторії Олександрівни з приводу пільгової пенсії (0)
[25.10.2016]
Науково-методичний семінар "Українське образотворче мистецтво як складова світової культури" (0)
[24.10.2016]
Науково-методичний семінар Мобільне навчання з предметів "Музичне мистецтво" та "Художня культура" (0)
[23.10.2016]
Матеріали учасників Конкурсу "Вчитель року-2017" (0)
[22.10.2016]
Матеріали учасника конкурсу Учитель року -2017 у номінації "Музичне мистецтво. Кущенко Е.Б. (0)
[19.10.2016]
Умови І (МІСЬКОГО/РАЙОННОГО) ТУРУ Конкурсу "Вчитель року" (0)
Наши партнёры
Облако тегов
Профсоюз

Санаторно-курортное лечение


ПЕНСІЙНИЙ КАЛЬКУЛЯТОР (розрахувати свою майбутню пенсію можна ТУТ)

Печать страницы
Нашему сайту
Copyright MyCorp © 2016Сайт создан в системе uCoz