МИСТЕЦТВО В ШКОЛІ
Сайт змішаного мобільного дистанційного навчання
Навчайтесь на нашому сайті!



 
Вторник, 25.09.2018, 03:43
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [90]
методические статья [0]
в разделе размещены методические материалы
Мини-чат
Наш опрос
Який формат сучасного уроку для вас найзручнішій
Всего ответов: 6
Видео
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
РЕКЛАМА
Block content
Самое популярное
[29.09.2009]
ПРОГРАММА ПРЕЗИДЕНТА ШКОЛЫ (0)
[26.09.2009]
МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА (конспект урока-лекции по художественной культуре в 9 классе) (0)
[22.06.2014]
Календарь учителя на 2014-2015 учебный год (3)
[13.09.2009]
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧНЕ ПЛАНУВАННЯ УРОКІВ МУЗИЧНОГО МИСТЕЦТВА (11)
[10.02.2014]
МОЛОДЕЖЬ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Сценарий выступления агитбригады (0)
[01.12.2009]
Сценарий "ДЕНЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ" (7)
[28.05.2013]
Сценарий открытия пришкольного лагеря (с игровой программой) (0)
[01.09.2012]
Стихи ко Дню освобождения Донбасса (1)
[08.06.2017]
Матеріали для проведення Першого уроку у 2017/2018 навчальному році (0)
[23.08.2011]
Календарно-тематичне планування уроків музичного мистецтва в 1-8 класах (10)
[19.06.2016]
Навчальні плани на 2016-2017 рік (для всіх класів і всіх типів шкіл) (0)
[31.08.2017]
Мистецтво. 9 кл (Л.Масол) Уроки 1-2. Школи і лідери модерну (6)
[28.11.2012]
Сценарий к Международному Дню инвалидов (0)
[01.12.2012]
Сценарий ко Дню святого Николая (0)
[22.08.2011]
План виховної роботи школи на 2011-2012 навчальний рік (2)
[06.09.2009]
ОСЕННИЙ БАЛ и ОСЕННИЙ УТРЕННИК (сценарии) (0)
[19.06.2013]
Сценарий закрытия летнего пришкольного лагеря (игровая программа) (0)
[17.08.2013]
календарно-тематичне планування уроків музичного мистецтва в 1-2 класах за новою програмою 2013-2014 н.р (0)
[08.09.2014]
Календарно-тематичне планування з предмета «Захист Вітчизни» 10-11 класи (1,5 години) (0)
[17.02.2014]
Сценарий конкурсной программы на 8 Марта "Мисс весна" для старшеклассников (0)
[14.07.2016]
План виховної роботи школи на 2016-2017 н.р. (0)
[12.08.2014]
Річний план роботи педагога-організатора на 2014-2015 н.р. (0)
[29.06.2015]
Готуємо навчальні плани на 2015-2016 н.р. (0)
[07.08.2011]
Конспект Першого уроку " Україна-наш спільний дім" (0)
[08.10.2017]
Конспекти уроків мистецтва. 9 клас (за підручником Л.Масол) (4)
[31.08.2017]
Мистецтво. 9 клас. Уроки (за підручником Л.Масол) (4)
[25.07.2013]
План виховної роботи школи на 2013-2014 навчальний рік (0)
[20.08.2011]
Конспект первого урока "«Украина - наш общий дом» " (на русском языке) (8)
[13.09.2009]
ПРИВЕТСТВИЕ УЧАЩИХСЯ на ЮБИЛЕЕ РАЙОНА (сценарий) (0)
[09.04.2010]
Сценарий выступления агитбригады отряда"НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ",посвященного 65-й годовщине Победы (0)
Главная » Статьи » Мои статьи

МОЛОДЫМ КОЛЛЕГАМ, УЧИТЕЛЯМ МУЗЫКИ
…Иду в школу знакомиться с учительницей, только что окончившей МГПИ. Знаю, что до нее по два-три месяца работали разные учителя музыки, и опытные и молодые, но, не справившись с дисциплиной, уходили.
Новая учительница, по отзывам директора и завуча, сразу же сумела привлечь к своим урокам внимание не только учащихся младших классов, но и старших. И хотя в VI — VII классах ей еще требуется помощь, администрация надеется, что на этот раз учительница в школе останется и учащиеся наконец, будут иметь настоящие уроки
музыки.

Итак, I класс. Вместе с детьми вхожу под музыку марша из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят». Первоклассники кладут на стол учителя рисунки. Учительница начинает показывать их ребятам, хвалит каждый.
«А тебе, Настя, наверное, помогала рисовать мама?» — «Нет, бабушка».— «Вот и надо было бы написать: рисовала вместе с бабушкой».
Правильно! А то ведь бывает и так: учитель ставит пятерку, а весь класс кричит:
«Да-а! Это рисовал не он, а его папа!» Что в таком случае делать? Отменять пятерку?..
На разбор рисунков ушло более 10 минут — это много! Лучше бы сделать по-другому: поблагодарить всех выполнивших домашнее задание и сказать, что на следующем уроке музыки в классе появится выставка, как в музее. Это будет маленький музей, посвященный пока только одному произведению — опере «Волк и семеро козлят», а в дальнейшем будут выставлены рисунки и к другим музыкальным произведениям.
Учительница хорошо играет на рояле, поет — голос чистый, приятного тембра,— но в течение урока ни разу не подняла с мест первоклассников. Это типичная ошибка молодых учителей, которые боятся, что, подняв ребят, нарушат установившуюся дисциплину. Но надо помнить, что учащиеся не только младших классов, но и старших начинают вертеться и терять интерес к уроку не потому, что они такие уж «недисциплинированные», а потому, что учитель неправильно спланировал урок и ребята устали от его однообразного течения. А ведь в программе предусмотрены различные методы и приемы для создания на уроке контрастов, для смены впечатлений и состояний.

У одной учительницы, проработавшей в школе несколько лет, я видела на уроке такой прием: минут через 20—25 после начала урока она неожиданно подняла учащихся маршеобразной, довольно бравурной музыкой. Дети встали, резко взмахнули руками, повернулись в одну сторону, в другую, похлопали в ладоши, потом музыка сделалась тише, нежнее — те же упражнения ребята выполняли аккуратнее, медленнее, пока, наконец, под diminuendо не сели на места… Урок продолжался. Я спросила потом, какую музыку она играла. Смущенно улыбнувшись, учительница ответила: «Знаете, сначала я играла разную — и Чайковского, и Шумана, и Прокофьева, а потом подумала,
а что, если ребята будут воспринимать классическую музыку только с моими наивными физкультминутками, и стала играть свою музыку. Это ведь несложно. В училище мы сочиняли много упражнений по гармонии.
Их я и играю, только в разных темпах и ритмах».
Думается, что опасения насчет «композиторской» музыки напрасны. Ее используют в  своих разминках и балетные артисты, и спортсмены. Все дело в том, какие фрагменты выбрать и как сыграть. Для разминки на уроке музыки нужно всего полторы-две минуты звучания, не больше. И конечно, выбрать такую музыку, чтобы она, выведя
учащихся из усталости, не перевозбудила их. Приходится иногда видеть, как после физкультминутки, которую требует администрация школы от учителя, пять минут дети не могут прийти в себя.
«Кроме того,— добавила учительница,— у меня голос несильный, и я его берегу. Где можно, я обхожусь без него — даю команды музыкой». И она рассказала, что в старших классах устраивает ретропаузы (так она назвала этот прием): для успокоения ребят или, наоборот, для выведения их из сонного состояния играет небольшие фрагменты из произведений, которые учащиеся слушали в прошлом.  Например, для семиклассников — из Полонеза Огиньского, вальсов Шопена, Чайковского, сонат Бетховена или Моцарта, из «весенней песни» Баха или даже из «Спокойной ночи» Кабалевского. Вместо надоевших и учителю, и ученикам: «Тише!», «Не вертись!», «Смотри на меня!» — учитель успокаивает учащихся хорошей музыкой, одновременно заставляя вспомнить ее, и, если ученик назовет композитора и произведение, ставит хорошую оценку.

Нередко бывает, что начинается урок музыки со слов учителя: «Ну, что мы слушали на прошлом уроке?»… Молчание… «Вспомните, пожалуйста, что мы слушали на прошлом уроке…»
Через 4—5 минут общими усилиями вспоминают одно произведение, а учителю хочется, чтобы учащиеся назвали и второе, и третье. Знакомая картина?

Да, конечно, вспоминать надо, но не так! Сыграйте несколько фраз из того произведения, разговор о котором вы хотите сегодня продолжить. Наиграйте мелодию песни, которую будете продолжать учить. Покажите портрет композитора, о музыке которого говорили на прошлом уроке. Прочитайте его высказывание об этом произведении или о музыке вообще. Начните рассказ с таинственным видом: «Однажды…» — и расскажите какой-нибудь интересный эпизод из жизни этого композитора, а потом попросите ребят вспомнить, о чем шла речь на прошлом уроке. И вот после этого вы увидите радость — узнали, вспомнили! На это у вас ушли те же минуты, но ребята и вспомнили, и узнали уже что-то новое. Мы почему-то забываем, что за прошедшую неделю наши учащиеся наслушались столько музыки — и хорошей и плохой, что приходится только удивляться, как все у них укладывается в головах. И мы еще хотим, чтобы в начале урока в течение 1—2 минут они бы вспомнили, что слушали целых семь дней тому назад именно на нашем уроке, а сами-то заглядываем в конспект, чтобы восстановить в памяти, что делали в этом классе, а что — в том.

Планируя урок, надо учитывать многое: и то, что написано в программе, и школьные события, взволновавшие учащихся перед уроком музыки, и многое-многое другое, то есть подходить к планированию урока творчески. Если вы видите, что дисциплина пошатнулась и вас плохо слушают, вините в этом в первую очередь себя: что-то вы не почувствовали в настроении учащихся. Помните, что наш урок — урок искусства! И его надо не только спланировать, но и почувствовать.
Больше думайте о драматургии урока, о его завязке, кульминации и развязке. Думайте об этом почаще, и особенно в средних классах, где начало урока имеет большое значение. Придумайте интересное, неожиданное начало — урок пойдет. Это особенно относится к начинающим учителям.
Невольно вспоминаю о своих первых уроках в школе.
Окончив филологический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, я, полная радужных надежд, выучив наизусть почти всего Пушкина по программе литературы в V — VIII классах, шла в школу на свой первый урок. Директор ввел меня в VIII класс, представил учащимся и ушел. Об этом первом уроке и последующих могу сказать в двух словах: «рычали львы», а я, забившись, как ягненок, в угол у доски, молчала и думала, что же делать. Как их унять? Как начать разговор о «Евгении Онегине»? Пробую читать стихи — шум, гром, скрежет. Замолкаю — они тоже. Пытаюсь продолжить — опять шум и гром, и так две недели! Не сплю ночами, все думаю, читаю свои записи по педагогике — нет ответов на мои мучения.

И вот однажды в одном из классов (предметных кабинетов тогда не было) я увидела старенькое, покрытое пыльным чехлом пианино. Я ведь до МГУ закончила музыкально-педагогическое училище! Вспыхнула дерзкая мысль: начну-ка следующий урок с музыки Чайковского!
И вот урок… Иду не к столу, а к пианино, закрытому чехлом. Играю Вступление к «Евгению Онегину»… Тишина! Играю дальше, и вдруг шепот сбоку: «Ой, а она умеет играть, как Анна Андреевна». («Кто это?» —думаю.) Как доиграла — не помню, все думала, что сейчас будет. Последние аккорды.
Тишина… И я начала:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог…

С трудом выдавливаю из себя вопрос:
— Как вы думаете, о ком эта музыка Чайковского? О дяде Онегина?
— Нет,— это о Татьяне!
Изумляюсь их чутью:
— Почему вы так думаете?
— А нам наша пеша говорила.
— Кто-кто?
— Ну, учительница по пению.
Так вот оно что! В школе есть уроки пения и хорошая учительница! Я до сих пор не удосужилась, кроме директора и завуча, ни с кем из учителей познакомиться.
А в школе работала прекрасный музыкант Анна Андреевна Тилевич, которая своими уроками подготовила учащихся к восприятию музыки не только на уроках музыки. На ее уроках присутствовали и литература, и изобразительное искусство, и история, и события каждого дня. Талантливый педагог Анна Андреевна, выйдя на пенсию, продолжает интересоваться всем, что происходит в области музыкального образования.

Так вот, друзья, придя в новую школу, сразу же знакомьтесь со всем педагогическим коллективом, и в первую очередь с классными руководителями. Посмотрите, как они воспитывают своих питомцем, как создают коллектив уже в I классе. Не стесняйтесь спрашивать, советоваться, приглашать к себе на урок, быстрей перенимайте хороший опыт. Ходите на уроки не только к учителям музыки, но и к учителям других предметов. Не дожидайтесь, когда у вас накопится множество «почему». Наверное, это прописные истины, о которых, конечно же, говорят в каждом училище и институте, но почему-то молодые специалисты, как и я в свое время, боятся показать свою неопытность, боятся лишний раз подойти к старшему коллеге и попросить помощи.

…Вспоминаю одну молодую учительницу, которая пришла к нам в кабинет музыки Московского городского ИУУ и со слезами на глазах говорила: «Уйду из школы! Не могу я с этими седьмыми классами. Я им о Моцарте, о Бетховене, играю, пою, а они заняты своими делами и ноль внимания на меня. Нет у меня таланта педагога. Просто мука!»

Худенькая, маленькая, с распущенными по плечам белокурыми волосами. Я посмотрела на нее глазами учеников: она действительно своим внешним видом не внушала доверия как педагог. Посадили мы ее за рояль и попросили сыграть что-нибудь из Бетховена. Играет хорошо, наизусть знает I часть «Патетической», «Лунной сонаты», багатели. Успокоилась. «Сыграйте еще что-нибудь!» — просим ее. «Больше ничего наизусть не знаю».— «А по нотам?» — «По нотам могу». Поставили перед ней ноты. Листая их, сыграла фрагменты еще из других сонат. Отлично играет. Слушаем с удовольствием. И она увлеклась. «Ну, вот урок подошел к концу»,— говорим. «Да? Вот так и в школе. Пока я играю, они еще кое-как молчат, а только начну рассказывать, так и начинают гудеть!»

Вспомнила я тут себя. Подумала — посоветую-ка я ей то же «огорошивающее» начало урока, которое в свое время спасло меня. «Вы стихи любите?» — «Стихи-и?» — протянула она. «Да, стихи! Вы, как всегда, сядете за рояль и сыграете фрагмент из «Аппассионаты», а потом сразу же начнете читать (только наизусть) стихотворение Б. Куняева «Аппассионата», в котором поэт рассказывает, как в годы Великой Отечественной войны тяжелораненые советские солдаты, оказавшись на «чужой стороне, в старом мрачном костеле», слушали Бетховена:

...В нашу боль, в нашу быль,
Величав и греховен,
Как союзник входил
Неподкупный Бетховен…
И представились нам
Дом, вихры ребятишек.
Нестерпимая боль
Стала дальше и тише.
И сказал мой сосед,
Как бумага бескровен:
«Видно, русским он был,
Этот самый Бетховен!»

Сыграйте еще два-три фрагмента только из разных сонат и спросите, какая музыка Бетховена могла бы звучать в том «старом мрачном костеле».
Через неделю девушка вновь появилась у нас в кабинете и сказала, что действительно стихи несколько успокоили ребят. «Но нельзя же все время читать стихи?» — «Да, конечно! На уроке музыки должна звучать музыка. Но вы же говорили, что музыку-то как раз ребята слушают хорошо». Она и тут нам возразила: «Но ведь я не могу вместо
оркестра играть им симфонию!.. Впрочем, дайте еще что-нибудь о Бетховене, а о Моцарте есть стихи?» — «Есть и о Моцарте. Например, стихотворения Ю. Воронова, М. Алигер…»

Больше эта учительница у нас не появилась. Хочется думать, что с помощью музыки и поэзии она нашла путь к сердцам и душам «непокорных» своих учеников. Хочется думать, что она и вы вместе с ней сделаете для себя вывод: нужно творчество учителя, нужна «тесная связь между музыкой и всеми другими искусствами, литературой прежде всего», нужно почаще заглядывать в нашу программу по музыке, которая, если ее внимательно, с карандашом в
руках читать, подскажет, что и как делать.

Е. Домрина материал с сайта http://muzruk.info/
Категория: Мои статьи | Добавил: wolkan (23.10.2009)
Просмотров: 2378 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Новое на сайте
[24.09.2018]
Про проведення Дня без автомобілів в Кіндратівській СШ І-ІІІ ст (0)
[24.09.2018]
Про проведення Тижня пожежної безпеки в Кіндратівській СШ І-ІІІ ст (0)
[24.09.2018]
УЧАСТЬ У РАЙОННОМУ ЕТАПІ ВІЙСЬКОВО-ПАТРІОТИЧНОЇ ГРИ «СОКІЛ» («ДЖУРА») (0)
[21.09.2018]
ПЛАН ВИХОВНОЇ РОБОТИ на 24-28 вересня 2018р (0)
[21.09.2018]
5-й навчальний тиждень з 01 по 05 жовтня 2018 року. Переглядаємо й виконуємо завдання до уроку №5 (0)
[19.09.2018]
Заходи до Дня миру в Кіндратівській СШ (0)
[18.09.2018]
Звіт з реалізації Програми національно-патріотичного виховання за вересень 2018 р. (0)
[17.09.2018]
Щодо реалізації в Кіндратівській СШ Плану заходів щодо відзначення 100-річчя Національної академії наук (0)
[14.09.2018]
ПЛАН ВИХОВНОЇ РОБОТИ на 17-21 вересня 2018 р (0)
[14.09.2018]
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧНИЙ ПЛАН УРОКІВ МИСТЕЦТВА У 10 (11) КЛ. (ДО ПІДРУЧНИКА Л.МАСОЛ МИСТЕЦТВО – К.: ВД «ОСВІТА», 2018. - 224 С.) (0)
[13.09.2018]
4-й навчальний тиждень з 24 по 28 вересня 2018 року. Переглядаємо й виконуємо завдання до уроку №4 (0)
[08.09.2018]
В ОШ №22 Краматорска открыли современный кабинет физики (0)
[07.09.2018]
Про результати відбору підручників для 5 і 10 класів (0)
[07.09.2018]
Про відзначення в Кіндратівській СШ І-ІІІ ст. 75-ї річниці вигнання нацистських окупантів з території Донбасу (0)
[07.09.2018]
Про відзначення в Кіндратівській СШ І-ІІІ ст. 75-ї річниці вигнання нацистських окупантів з території Донбасу (0)
[06.09.2018]
ПЛАН ВИХОВНОЇ РОБОТИ на 10-21 вересня 2018 р (0)
[06.09.2018]
3-й навчальний тиждень з 17 по 21 вересня 2018 року. Переглядаємо й виконуємо завдання до уроку №3 (1)
[03.09.2018]
УВАГА!!! Навчальний і Робочий день скорочують у спеку (0)
[03.09.2018]
Новые санитарные нормы для школьников (0)
[03.09.2018]
9 клас. Мистецтво (за Л.Масол), Тема 1-2. Школи і лідери модерну. Інтерактивний плакат (0)
[03.09.2018]
СВЯТО ПЕРШОГО ДЗВОНИКА В КІНДРАТІВСЬКОМУ ЗЗСО (0)
[31.08.2018]
Министерство здравоохранения Украины не рекомендует школьные линейки (0)
[31.08.2018]
РОЗКЛАД РУХУ ШКІЛЬНОГО АВТОБУСУ 03 вересня (0)
[31.08.2018]
В.Спиваковский: как проводить эту проклятую линейку? (0)
[31.08.2018]
Електронні підручники для 1 класу Мистецтво. (0)
[30.08.2018]
2 навчальний тиждень з 10 по 14 вересня 2018року. Переглядаємо урок №2 (3)
[24.08.2018]
КАЛЕНДАРНЕ ПЛАНУВАННЯ МИСТЕЦТВО 10 клас (за підручником Л.Масол) ОНОВЛЕНО! (0)
[23.08.2018]
ТИПОВА ОСВІТНЯ ПРОГРАМА ПОЧАТКОВОЇ ОСВІТИ Цикл І (1 – 2 класи) (редакція Шиян) (0)
[23.08.2018]
ПРОГРАМА "МИСТЕЦТВО" 1-4 (О.Я. Савченко та Р.Б. Шиян) (0)
[23.08.2018]
До уваги вчителів мистецтва й музичного мистецтва Костянтинівського району! (0)
[23.08.2018]
ПЛАН РОБОТИ РАЙОННОЇ МЕТОДИЧНОЇ КОМІСІЇ ВЧИТЕЛІВ МИСТЕЦТВА НА 2018-2019 н.р. (0)
[23.08.2018]
МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ ЩОДО ВИВЧЕННЯ МИСТЕЦЬКИХ ДИСЦИПЛІН В НОВОМУ 2018-2019 НАВЧАЛЬНОМУ РОЦІ (0)
[23.08.2018]
Календарне планування уроків «Мистецтва» для 1 класу за підручником Т.Є.Рубля, Т. Л. Щеглова, І. Л. Мед 2 год на тиждень (0)
[23.08.2018]
Орієнтовне календарне планування уроків мистецтва 1 клас  до підручника Л.Г. Кондратової (0)
[23.08.2018]
Орієнтовне календарне планування уроків  музичного мистецтва 1 клас до підручника О.Лобової (0)
[23.08.2018]
Орієнтовне календарне планування уроків  музичного мистецтва в 1 класі  до підручника Л.М.Масол (0)
[23.08.2018]
Орієнтовне календарне планування уроків  музичного мистецтва в 1 класі  до підручника Г.О. Кізілова, О.А.Шулько (0)
[23.08.2018]
Орієнтовне календарне планування уроків музичного мистецтва у 1 класі до підручника Н.А.Лємишева (0)
[23.08.2018]
II сесія НУШ (0)
[19.08.2018]
Профсоюз: работу учителей в субботу 1 сентября должны компенсировать (0)
Наші партнери
 




Сайт учителя музичного мистецтва Толоконнікової Жанни Василівни


Сайт учителя музичного мистецтва Юанова Станіслава Маграіловича


Облако тегов
Профсоюз

Санаторно-курортное лечение


ПЕНСІЙНИЙ КАЛЬКУЛЯТОР (розрахувати свою майбутню пенсію можна ТУТ)

Печать страницы
Нашему сайту
Copyright MyCorp © 2018Сайт создан в системе uCoz