МИСТЕЦТВО В ШКОЛІ
Сайт змішаного мобільного дистанційного навчання
Навчайтесь на нашому сайті!



 
Воскресенье, 23.09.2018, 05:22
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [90]
методические статья [0]
в разделе размещены методические материалы
Мини-чат
Наш опрос
Який формат сучасного уроку для вас найзручнішій
Всего ответов: 6
Видео
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
РЕКЛАМА
Block content
Самое популярное
[29.09.2009]
ПРОГРАММА ПРЕЗИДЕНТА ШКОЛЫ (0)
[26.09.2009]
МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА (конспект урока-лекции по художественной культуре в 9 классе) (0)
[22.06.2014]
Календарь учителя на 2014-2015 учебный год (3)
[13.09.2009]
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧНЕ ПЛАНУВАННЯ УРОКІВ МУЗИЧНОГО МИСТЕЦТВА (11)
[10.02.2014]
МОЛОДЕЖЬ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Сценарий выступления агитбригады (0)
[01.12.2009]
Сценарий "ДЕНЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ" (7)
[28.05.2013]
Сценарий открытия пришкольного лагеря (с игровой программой) (0)
[01.09.2012]
Стихи ко Дню освобождения Донбасса (1)
[08.06.2017]
Матеріали для проведення Першого уроку у 2017/2018 навчальному році (0)
[23.08.2011]
Календарно-тематичне планування уроків музичного мистецтва в 1-8 класах (10)
[19.06.2016]
Навчальні плани на 2016-2017 рік (для всіх класів і всіх типів шкіл) (0)
[31.08.2017]
Мистецтво. 9 кл (Л.Масол) Уроки 1-2. Школи і лідери модерну (6)
[28.11.2012]
Сценарий к Международному Дню инвалидов (0)
[01.12.2012]
Сценарий ко Дню святого Николая (0)
[22.08.2011]
План виховної роботи школи на 2011-2012 навчальний рік (2)
[06.09.2009]
ОСЕННИЙ БАЛ и ОСЕННИЙ УТРЕННИК (сценарии) (0)
[19.06.2013]
Сценарий закрытия летнего пришкольного лагеря (игровая программа) (0)
[17.08.2013]
календарно-тематичне планування уроків музичного мистецтва в 1-2 класах за новою програмою 2013-2014 н.р (0)
[08.09.2014]
Календарно-тематичне планування з предмета «Захист Вітчизни» 10-11 класи (1,5 години) (0)
[17.02.2014]
Сценарий конкурсной программы на 8 Марта "Мисс весна" для старшеклассников (0)
[14.07.2016]
План виховної роботи школи на 2016-2017 н.р. (0)
[12.08.2014]
Річний план роботи педагога-організатора на 2014-2015 н.р. (0)
[29.06.2015]
Готуємо навчальні плани на 2015-2016 н.р. (0)
[07.08.2011]
Конспект Першого уроку " Україна-наш спільний дім" (0)
[08.10.2017]
Конспекти уроків мистецтва. 9 клас (за підручником Л.Масол) (4)
[25.07.2013]
План виховної роботи школи на 2013-2014 навчальний рік (0)
[31.08.2017]
Мистецтво. 9 клас. Уроки (за підручником Л.Масол) (4)
[20.08.2011]
Конспект первого урока "«Украина - наш общий дом» " (на русском языке) (8)
[13.09.2009]
ПРИВЕТСТВИЕ УЧАЩИХСЯ на ЮБИЛЕЕ РАЙОНА (сценарий) (0)
[09.04.2010]
Сценарий выступления агитбригады отряда"НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ",посвященного 65-й годовщине Победы (0)
Главная » Статьи » Мои статьи

О чем говорить на обобщающих уроках музыки?
Особое место в школьной программе по музыке занимают обобщающие уроки. Обычно это последние уроки четверти. Ведь в конце каждой четверти, завершая изучение темы, учителю важно выяснить, как научились ребята за это время слышать и понимать музыку, насколько продвинулась вперед их музыкальная культура.
Обобщающие уроки дают учителю большую свободу выбора музыкального материала. На этих уроках ученики вновь встречаются с полюбившимися произведениями («слушание и исполнение музыки по выбору учащихся»). Но обязательно на таком уроке должна прозвучать и новая музыка, еще незнакомая ребятам. Задавая ученикам вопросы в связи с этой музыкой, учитель может проверить, насколько прочно усвоили они тему четверти.

В этой статье я хочу показать несколько примеров включения новых произведений в обобщающие уроки, которые проводились в базовой школе нашего педагогического училища.

В обобщении темы «Три кита» в музыке» звучала заключительная сцена из оперы Левитина «Мойдодыр». В этой сцене ребята услышали песню-польку («И сейчас же брюки, брюки…» ), песню-вальс («Вот и книжка воротилась»), песню-марш («Да здравствует мыло душистое»). А главное, сколько радости доставила первоклассникам встреча на
уроке музыки с любимыми еще в дошкольном детстве стихами Корнея Чуковского!
При повторном звучании этой сцены мы предлагаем детям принять участие в исполнении: треугольник отмечает окончания фраз в мелодиях песен, бубен подчеркивает акценты в танце, барабан исполняет «пульс» марша.
В другом 1 классе на обобщающем уроке I четверти учитель играл пьесы из «Детского альбома» Чайковского — «Польку», «Русскую песню», «Старинную французскую песенку». Ребята с интересом слушали новую музыку уже знакомого им композитора —  ведь на предыдущих уроках уже прозвучали  три произведения Чайковского.

Во II четверти первоклассники хорошо восприняли пьесы из альбома «Солнечные блики» М. Зива. Прослушав пьесы «Озорная девчонка» и «Упрямый мальчишка», дети говорили о том, как музыка выражает черты человеческого характера, сравнили их с портретами «Трех подружек».                  Р
В теме «Куда ведут нас «три кита» можно познакомить ребят с фрагментами оперы Р. Бойко «Песенка в лесу». Опера поэтична, пронизана теплотой и особенной любовью к природе, лесу. Музыка проста, запоминается с легкостью. Песенку «Свети нам, солнышко» сначала исполняет главная героиня оперы — Девочка, а затем эту мелодию поют
каждый по-своему жители леса: это и песня- марш Ежа, и песня-вальс Зайцев, и песня-марш Медведя. Необыкновенно поэтична песня Журавлихи. А какая задорная, веселая музыка польки, исполняемой всеми зверями леса! Слушая музыку, ребята участвуют в исполнении на инструментах или выполняют музыкально-ритмические движения.

В уроке обобщения темы «Что такое музыкальная речь» можно вновь вернуться к  этой опере. Ведь арии всех  действующих лиц вырастают из одной мелодии «Свети нам, солнышко», но звучат уже по-другому. Варианты мелодии становятся музыкальными характеристиками персонажей, а они очень разные — это и Дятел, и Еж, и Медведь, и Лягушка, и Журавлиха. Выразительность отдельных элементов музыкальной речи особенно хорошо ощущается при сопоставлении этих разных характеров.
В теме «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость» очень близка настроению учащихся музыка «Детской сюиты» № 5 В. Овчинникова. Лирической нежностью привлекает музыка
«Грустного вальса» и «Песенки», пронизанных певучестью, песенностью и танцевальным кружением вальса.

В обобщаюшдх уроках темы «Интонация» учащиеся слушали «Веселые песни» С. Слонимского. Этот композитор интересно пишет для юных слушателей. Он может просто сказать о сложном, а о серьезном – доступно. Его произведения полны доброго юмора. Этот цикл написан на стихи Д. Хармса и А. Введенского. Избран необычный состав ансамбля исполнителей. Необычен он потому, что в нем есть самый высокий по звуку инструмент симфонического оркестра- флейта-пикколо и туба — самый низкий по звуку медный духовой инструмент. Слушая песню «Скороговорка», ребята смеются вместе с композитором над героем, язык которого опережает его мысли (как тут не вспомнить прокофьевскую «Болтунью»!). В песне «Тигр на улице» учащиеся слышат выразительные и изобразительные интонации в музыке. Учитель предлагает ребятам вопрос: «А если бы композитор поручил сопровождение флейте-пикколо, ощутили бы
мы образ тигра? Получился бы нужный характер?» Отвечая на этот вопрос, второклассники говорят о выразительных и изобразительных музыкальных интонациях.

При обобщении темы «Музыка моего народа» можно предложить вокальный цикл В. Гаврилина «Военные песни». Музыка В. Гаврилина полна тончайших душевных движений, чуткого восприятия жизни. В его музыке ощущаешь душу русского народа. Слушая и анализируя песню «Рябина», учащиеся приходят к выводу о характерных особенностях русской музыки, ее песенности, певучести, широте фраз, обилии распевов. В песне «Пошел солдат» тоже чувствуется связь народного и композиторского творчества — эта песня близка старинной народной «Солдатушки, бравы ребятушки».
Во II и III четвертях III класса дополнительным материалом служат «Десять песен в стиле разных народов» Р. Бойко на стихи В. Викторова. Это не обработки подлинного народного материала, а оригинальные произведения, в которых использованы характерные черты музыки разных народов. Можно сравнить по «сходству и различию» песни
«Как козак коня мыл» (в украинском стиле) и «Май» (в армянском стиле) и еще раз подчеркнуть вывод о близости музыкальных культур народов славянской группы и особенностях закавказской музыки.
Такая же работа идет в III четверти при слушании песен «Сапожки» (в польском стиле), «Речная прохлада» (в африканском стиле) и «Небылицы» (в немецком стиле); обобщается «ключевое знание» четверти — взаимовлияние музыкальных культур, формируется интерес и уважение к музыке разных народов.

Понять новое, неизвестное произведение, соотнести его с известным, уже прослушанным в классе,— вот одна из важных задач обобщающего урока.
Категория: Мои статьи | Добавил: wolkan (20.11.2009)
Просмотров: 2042 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Новое на сайте
[21.09.2018]
ПЛАН ВИХОВНОЇ РОБОТИ на 24-28 вересня 2018р (0)
[21.09.2018]
5-й навчальний тиждень з 01 по 05 жовтня 2018 року. Переглядаємо й виконуємо завдання до уроку №5 (0)
[19.09.2018]
Заходи до Дня миру в Кіндратівській СШ (0)
[18.09.2018]
Звіт з реалізації Програми національно-патріотичного виховання за вересень 2018 р. (0)
[17.09.2018]
Щодо реалізації в Кіндратівській СШ Плану заходів щодо відзначення 100-річчя Національної академії наук (0)
[14.09.2018]
ПЛАН ВИХОВНОЇ РОБОТИ на 17-21 вересня 2018 р (0)
[14.09.2018]
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧНИЙ ПЛАН УРОКІВ МИСТЕЦТВА У 10 (11) КЛ. (ДО ПІДРУЧНИКА Л.МАСОЛ МИСТЕЦТВО – К.: ВД «ОСВІТА», 2018. - 224 С.) (0)
[13.09.2018]
4-й навчальний тиждень з 24 по 28 вересня 2018 року. Переглядаємо й виконуємо завдання до уроку №4 (0)
[08.09.2018]
В ОШ №22 Краматорска открыли современный кабинет физики (0)
[07.09.2018]
Про результати відбору підручників для 5 і 10 класів (0)
[07.09.2018]
Про відзначення в Кіндратівській СШ І-ІІІ ст. 75-ї річниці вигнання нацистських окупантів з території Донбасу (0)
[07.09.2018]
Про відзначення в Кіндратівській СШ І-ІІІ ст. 75-ї річниці вигнання нацистських окупантів з території Донбасу (0)
[06.09.2018]
ПЛАН ВИХОВНОЇ РОБОТИ на 10-21 вересня 2018 р (0)
[06.09.2018]
3-й навчальний тиждень з 17 по 21 вересня 2018 року. Переглядаємо й виконуємо завдання до уроку №3 (1)
[03.09.2018]
УВАГА!!! Навчальний і Робочий день скорочують у спеку (0)
[03.09.2018]
Новые санитарные нормы для школьников (0)
[03.09.2018]
9 клас. Мистецтво (за Л.Масол), Тема 1-2. Школи і лідери модерну. Інтерактивний плакат (0)
[03.09.2018]
СВЯТО ПЕРШОГО ДЗВОНИКА В КІНДРАТІВСЬКОМУ ЗЗСО (0)
[31.08.2018]
Министерство здравоохранения Украины не рекомендует школьные линейки (0)
[31.08.2018]
РОЗКЛАД РУХУ ШКІЛЬНОГО АВТОБУСУ 03 вересня (0)
[31.08.2018]
В.Спиваковский: как проводить эту проклятую линейку? (0)
[31.08.2018]
Електронні підручники для 1 класу Мистецтво. (0)
[30.08.2018]
2 навчальний тиждень з 10 по 14 вересня 2018року. Переглядаємо урок №2 (3)
[24.08.2018]
КАЛЕНДАРНЕ ПЛАНУВАННЯ МИСТЕЦТВО 10 клас (за підручником Л.Масол) ОНОВЛЕНО! (0)
[23.08.2018]
ТИПОВА ОСВІТНЯ ПРОГРАМА ПОЧАТКОВОЇ ОСВІТИ Цикл І (1 – 2 класи) (редакція Шиян) (0)
[23.08.2018]
ПРОГРАМА "МИСТЕЦТВО" 1-4 (О.Я. Савченко та Р.Б. Шиян) (0)
[23.08.2018]
До уваги вчителів мистецтва й музичного мистецтва Костянтинівського району! (0)
[23.08.2018]
ПЛАН РОБОТИ РАЙОННОЇ МЕТОДИЧНОЇ КОМІСІЇ ВЧИТЕЛІВ МИСТЕЦТВА НА 2018-2019 н.р. (0)
[23.08.2018]
МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ ЩОДО ВИВЧЕННЯ МИСТЕЦЬКИХ ДИСЦИПЛІН В НОВОМУ 2018-2019 НАВЧАЛЬНОМУ РОЦІ (0)
[23.08.2018]
Календарне планування уроків «Мистецтва» для 1 класу за підручником Т.Є.Рубля, Т. Л. Щеглова, І. Л. Мед 2 год на тиждень (0)
[23.08.2018]
Орієнтовне календарне планування уроків мистецтва 1 клас  до підручника Л.Г. Кондратової (0)
[23.08.2018]
Орієнтовне календарне планування уроків  музичного мистецтва 1 клас до підручника О.Лобової (0)
[23.08.2018]
Орієнтовне календарне планування уроків  музичного мистецтва в 1 класі  до підручника Л.М.Масол (0)
[23.08.2018]
Орієнтовне календарне планування уроків  музичного мистецтва в 1 класі  до підручника Г.О. Кізілова, О.А.Шулько (0)
[23.08.2018]
Орієнтовне календарне планування уроків музичного мистецтва у 1 класі до підручника Н.А.Лємишева (0)
[23.08.2018]
II сесія НУШ (0)
[19.08.2018]
Профсоюз: работу учителей в субботу 1 сентября должны компенсировать (0)
[15.08.2018]
Звіт з реалізації Програми національно-патріотичного виховання за серпень 2018 р. (0)
[11.08.2018]
10 клас. Мистецтво. Урок 1. Мистецтво Африканського регіону (Інтерактивний плакат) (1)
[11.08.2018]
10 клас. Мистецтво (за підручником Л.Масол) (0)
Наші партнери
 




Сайт учителя музичного мистецтва Толоконнікової Жанни Василівни


Сайт учителя музичного мистецтва Юанова Станіслава Маграіловича


Облако тегов
Профсоюз

Санаторно-курортное лечение


ПЕНСІЙНИЙ КАЛЬКУЛЯТОР (розрахувати свою майбутню пенсію можна ТУТ)

Печать страницы
Нашему сайту
Copyright MyCorp © 2018Сайт создан в системе uCoz